Консультация и картотека для воспитателей "Развитие речи детей 3-4летнего возраста в процессе проведения театрализованных игр"
консультация по логопедии (младшая группа)

Консультация и картотека игр для воспитателей младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_logopeda_2019.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_teatralizovannyh_igr_3_4_goda.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:


     В наше время все чаще поднимается вопрос о том, что следует использовать для успешного и эффективного развития дошкольника. В современной педагогической литературе отводится место театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что непосредственно связывается с внутренним потенциалом и психологическим формированием, а кроме того с речевой активностью детей.

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Речь должна быть правильной, точной, выразительной, интонационной. Для развития выразительной и интонационной речи дошкольников важную роль играют в детском саду театрализованные игры. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

-психофизические способности (мимика, пантомимика),

-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),

-речь (монолог, диалог),

-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста:

- у малышей от непроизвольной эмоциональной  выразительности речи;

- у детей средней группы к интонационной речевой выразительности речи;

- у детей старшего дошкольного возраста к языковой выразительности речи.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Поэтому работу в этом направлении воспитателям нужно проводить начиная с младших групп. Она заключается в следующем:

- воспитатели побуждают детей к общению, это игры, например, “Назови мне свое имя”, инсценирование потешек А. Барто и т. д.

- Учат детей находить выразительные средства в интонации  (показ сказки “Теремок”, где нужно обратить внимание детей на имитацию голосов животных).

- Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где можно давать понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами и. т. д.).

- Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса, с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

-продолжается работа по интонационной выразительности речи например (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лису” и  т. д.).

-Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры).

-Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”).

-Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай, чей голос»).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, учит правильно оценивать ситуацию.

Таким образом:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).

Игры, в том числе и театрализованные, развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Список используемой литературы:

 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения -М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

 2. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду «Школьная пресса» -2000 г.



Предварительный просмотр:

           КАРТОТЕКА

    https://static.my-shop.ru/product/f2/110/1095282.jpg

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ

   ИГРЫ для детей 3-4 лет

Бабушка Маланья

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Содержание.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке

(Идут по кругу и поют.)

Семь дочерей, семь сыновей,

Семь сыновей, все без бровей!

С такими глазами, с такими ушами, (Останавливаются и с помощью мимики и жестов

С такими носами, с такими усами, изображают то, о чем говорится в тексте.)

Ничего не ели, целый день сидели. (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)

Целый день сидели, на него (нее) глядели,                           Делали вот так. (Повторяют за ведущим любой жест).  

                                           

                                Игры–стихи.

Цель: формировать умение у детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. 

                      Туча.   Мотылек.                                                                        Туча по небу плывет, и грозу с собой несет.                                      Ба-ба-бах! Гроза идет!                                                                     Ба-ба-бах! Слышны удары! Летел мотылек, порхал мотылек!                                                                                                Ба-ба-бах! Грохочет гром!                                                                   Ба-ба-бах! Нам страшно стало!                                                  Присел отдохнуть на грустный цветок.                                                                              Мы скорей все в дом идем и грозу мы переждем. (Задумчивый, веселый, увядший, сердитый…)                             Показался солнца лучик, солнце вышло из-за тучи.          Можно прыгать и смеяться тучи черной не бояться! 

          http://auho.ru/sites/default/files/raskraska-tuchka35.jpg      http://mybabe.info/sites/default/files/02_06_babochka.gif

                     Дружный круг.

Мое настроение.

Если вместе соберемся, Настроение мое каждый день меняется,

Если за руки возьмемся, Потому что каждый день что-нибудь случается!

И друг другу улыбнемся, То я злюсь, то улыбаюсь,

Хлоп-хлоп! Топ-топ! То грущу, то удивляюсь,

Прыг-прыг! Шлеп-шлеп! То, бывает, испугаюсь!

Прогуляемся, пройдемся, То бывает посижу, помечтаю, помолчу!                                                                                              Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

                           http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/01/Children-Playing-Children-Coloring-Page.jpg

 Игры–стихи.                                              Цель: формировать умение у детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.  Содержание.                                                                     Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:                                                       Умываемся

Кран откройся, нос умойся,                                                                                                 Воды не бойся!                                                                                                                       Лобик помоем, щечки помоем,                                                                           Подбородочек, височки помоем,                                                                                            Одно ухо, второе ухо -                                                                                                      Вытрем сухо!                                                                                                                                     Ой, какие мы чистенькие стали!                                                                                                      А теперь пора гулять,                                                                                                                             В лес пойдем мы играть,                                                                                                                       А на чем поедем - вы должны сказать.                                                                  (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.)                                                                                                                                       (И едут.) Стоп!                                                                                                                          Дальше ехать нам нельзя,                                                                                                        Шины лопнули, друзья.                                                                                                                   Будем мы насос качать,                                                                                                               Воздух в шины надувать.                                                                                                           Ух! Накачали.                                                    

Игры–стихи.                                                           Цель: формировать умение у детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Содержание.                                                             Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:                                                               Кошки-мышки                                                                     

Эта ручка - Мышка,                                                                                        Эта ручка - Кошка,                                                                           В кошки-мышки поиграть                                                           Можем мы немножко.                                                               Мышка лапками скребет,                                                           Мышка корочку грызет.                                                               Кошка это слышит.                                                                              И крадется к Мыши.                                                                     Мышка, цапнув Кошку,                                                               Убегает в норку.                                                                             Кошка все сидит и ждет:                                                                      «Что же Мышка не идет?

                                        http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/419/raskraska-mish15.jpg           C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\123.jpg

             Вкусные конфеты

Цель: формировать навыки работы с                      воображаемыми предметами.

Содержание.

У девочки в руках воображаемая коробка конфет.                     Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по             одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот.                            По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

                    http://raskraskindom.ru/images/deti/konfety/raskraski-konfety-14.jpg 

Игра с воображаемым объектом.

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.

Содержание.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому  из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

                          http://auho.ru/sites/default/files/free-friends-coloring-page.gif

Крылья самолета и мягкая подушка

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами.

Содержание.

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься,                а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться.                  Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Кошка выпускает когти

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.

Содержание.

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Содержание.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Содержание.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

                          http://razukraska.ru/wp-content/gallery/malenkie/malenkie8.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности".

Вашему вниманию предлагаю консультацию, в которой представлены материалы для развития таких компонентов интонационной выразительности речи как: темп, ритм, тембр, мелодика. Считаю, что введение в обра...

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Темп развития речи детей зависит от условий воспитания,и главным образом продолжается от непосредственных воздействий взрослых.В педагогике имеются технологии ,направленные на развитие речи детей. Из ...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Консультация для музыкального руководителя «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности»

В представленной консультации раскрыты возможности развития речи детей с ТНР на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...