Конспект логопедического занятия : звук [а], буква А.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия : звук [а], буква А.

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

  - познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

 - познакомить с отличием звука от буквы;

 - учить выделять звук из ряда гласных звуков;

 - закрепить знания детей об овощах;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

 - развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: Cимвол звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А, счетные палочки.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

 - Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет овощ.

Артикуляционная гимнастика.

 - А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

 - «Галчата»

 - «Улыбочка-трубочка»

 - «Иголочка»

 - «Блинчик» – «Иголочка»

 - Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, скажите кто так кричит:”А-А-А-А”? (Ребенок кричит, горло показываем, убаюкиваем куклу).                                                                                                                      - Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?                                           –Правильно, сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком [а]

Послушайте и назовите первый звук в словах:

азбука, аист, арбуз, акробат.

 - Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

2. Уточнение артикуляции звука.

 - Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

 - Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

 - Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. и,а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5Разминка для пальчиков.

В прятки пальчики играют, Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают, Открывать, закрывать глаза.

Словно синие цветки, Сводить и разводить пальцы веером.   

Распускают лепестки.

Наверху качаются, Наклоны кистей  вправо- влево.

Низко наклоняются.

6. Работа на раздаточных листах.

 - Ребята, у вас на столе  листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

7. Знакомство с буквой А.

 -  Ребята, звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите я вам написала на доске букву А.

Вот два столба наискосок,

                        А между ними - поясок.

                        Ты рту букву знаешь? А?

                        Перед тобою буква "А".

 - Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

 - Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

 - Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

 - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

 - Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, выложим букву А из счетных палочек.

III. Итог занятия.

 - Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (cо звуком А)

  - А с какой буквой мы познакомились?

 - Каким цветом обозначается звук [а]?

 - Что понравилось больше всего?

 - Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект логопедического занятия. Звук и буква "Ы"

Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет.  Работа над фонетико - фонематическим слухом, знакомство с образом буквы....