Консультация: " Как "разговорить" ребенка".
статья

Давыдова Вера Васильевна

Развитие  речи  ребёнка  — долгий и сложный процесс.С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, мышление. .Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства,    в  котором  как никогда необходима  помощь и поддержка  родителей и  близких людей, нужен кто-то, кто сможет направить речевое развитие ребенка , научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razgovorit_rebenka.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

                       Как  «разговорить»  ребенка.

Существует пять основных этапов развития речи  детей дошкольного возраста:

2-3месяца – гуление (звуки «г», «а», «и», «о»);

8-9 месяцев – произношение слогов( « ма-ма», «ба-ба-ба»);

1-1,5 года  - произношение простых слов («мама», «папа», «дай», упрощённое название предметов);

2-3 года – простые предложения.

Если родители замечают определённое отставание, необходимо не мешкая, установить его причину.   Лучше, если это поможет сделать логопед , но каждая мама должна откровенно ответить себе, уделяет ли она занятиям с ребёнком должное внимание. С первого года жизни многие родители забывают о такой важной вещи, как разговор с ребёнком. Доказано, что дети, с которыми родители разговаривают с самого  рождения, начинают говорить быстрее и лучше  сверстников. О чём же можно говорить с малышом? Обо всём, что вы чувствуете и делаете. Поэтому комментируйте и свои действия и малыша. Когда вы общаетесь с крохой, старайтесь, чтобы он не только слышал вашу речь, но и видел лицо, улавливал артикуляцию. Малышам очень нравится ритмическая речь, поэтому для первых чтений подойдут детские стишки , потешки , прибаутки. Напевайте малышу детские песенки – это поможет ему легко перейти к активной речи.

С какого возраста необходимо читать (показывать) книгу? Сначала предлагайте книги с крупными, чёткими  картинками и короткими стишками (2-4 строчки) либо совсем без текста. Во втором случае  просто рассказывайте крохе, что или кто изображён на рисунке.  К концу первого года жизни можно пробовать читать ребёнку более длинные стихи, например  К.Чуковского.

   Занятия с ребёнком  большей частью заключаются в играх с язычком.

Если мы хотим, чтобы какая - либо мышца  нашего тела была сильной, мы её тренируем . Это правило относится и к языку - органу состоящему из мышц. Часто бывает так, что мышцы языка  ребёнка слабоваты или, наоборот, чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел чистого звукопроизношения  мы не дождёмся. Если ситуация  с мышцами языка серьёзная, то есть речь малыша  невнятная, смазанная,  как будто « каша во рту», следует обратиться за помощью к  логопеду.   Если язык ребёнка подвижен, не вываливается изо рта, а речь в целом понятна, полезно потренировать важную мышцу, язык,  чтобы речь стала ещё лучше и красивее. Помните, что артикуляционные  упражнения требуют от ребёнка большой сосредоточенности и саморегуляции.  С одной стороны артикуляционная гимнастика позволяет  развивать полезные качества характера,  с другой, - ставит перед многими детьми  трудновыполнимую задачу.   Далеко не всем детям по силам это занятие.  Родители не должны упорствовать, ни в коем случае  сердиться  и  заставлять ребёнка! Даже  если вы добьётесь выполнения задания , психологических потерь будет неизмеримо больше.  Чтобы  малышу было понятно, как правильно  выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. В каждом упражнении , на 1-2 секунды, необходимо фиксировать определённое положение губ и языка.   Все игры с язычком проводите  перед зеркалом, 3-4 раза в неделю по 4-7 минут.  Сначала упражнение показываете вы, потом пробует ребёнок. Повторяйте их по несколько раз, обязательно подбадривайте и хвалите малыша. Если ему не нравятся эти упражнения даже в игровой форме, не настаивайте на их  выполнении, чтобы  не закрепить негативное отношение к занятию. Закрепление правильного произношения способствует  многократному повторению слогов, слов, предложений, загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определённым звуком.  Терпения вам и удачи. У вас всё получится.

  • «Игра в индейца»:  открываем широко рот и произносим звук «а-а-а»- «Улыбка»:   прячем зубки и улыбаемся.
  • «Слон трубит»: тянем звук  «у-у-у».
  • «Змейка»: открываем рот,  высовываем острый язык  и прячем его. Повторяем несколько раз.
  • «Лошадка»:- цокаем языком.
  • «Часики» - язык перемещаем от одного уголка рта к другому (кончик языка острый).
  • «Качели»:- рот открыт, язык тянется к бородке, затем к носику.
  •  «Шарик»: -  щёки надуваем и «лопаем».
  • «Чистим зубки»: - языком проводим по верхним  и нижним  зубам, от начала и до конца.
  • «Теннис»:- рот закрыт, напряжённым языком упираемся то в одну, то в другую щуку.
  • «Кошка кушает»: - пытаемся повторить как кошка   «лакает»  молоко.
  • «Кошка умывается»: - рот открыт, языком облизываем  верхнюю и нижнюю губы, будто киса облизывается после еды.