Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ФНР на тему «Осенняя ярмарка»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития познавательной, двигательной,  и эмоциональной сферы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить  и активизировать словарь по темам  «Осень», «Дары осени»; расширить представления об изменениях, которые происходят в природе осенью; расширить знания о народных обычаях; приобщать к истокам и традициям русского народа; закрепить навык автоматизации звука  [Л] в начале и середине слов и  [Л] в конце слова — в предложениях и стихах; развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствовать навык словообразования; согласования существительного с прилагательным и числительным;

Коррекционно-развивающие:

Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику; зрительное и слуховое внимание,  восприятие; навыки выразительного чтения стихов; активизировать воображение; развивать чувство ритма; снимать мышечный зажим, профилактика оптической дисграфии.

Коррекционно-воспитательные:

Создавать  положительный эмоциональный фон; формировать коммуникативные навыки; воспитывать творческую активность и инициативу; воспитывать внимание к обращённой речи; формировать  положительную мотивацию.

 

Презентация доступна по ссылке: https://drive.google.com/file/d/192Ye_q7zC4wYt-YdA...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennyaya_yarmarka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы  с ФНР  на тему «Осенняя ярмарка»

(Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях )

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития познавательной, двигательной,  и эмоциональной сферы.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить  и активизировать словарь по темам  «Осень», «Дары осени»; расширить представления об изменениях, которые происходят в природе осенью; расширить знания о народных обычаях; приобщать к истокам и традициям русского народа; закрепить навык автоматизации звука  [Л] в начале и середине слов и  [Л] в конце слова — в предложениях и стихах; развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; совершенствовать навык словообразования; согласования существительного с прилагательным и числительным;

 

Коррекционно-развивающие:  

Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику; зрительное и слуховое внимание,  восприятие; навыки выразительного чтения стихов; активизировать воображение; развивать чувство ритма; снимать мышечный зажим, профилактика оптической дисграфии.

 

Коррекционно-воспитательные:

Создавать  положительный эмоциональный фон; формировать коммуникативные навыки; воспитывать творческую активность и инициативу; воспитывать внимание к обращённой речи; формировать  положительную мотивацию.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Использование современных образовательных технологий: технологии развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика; информационно-коммуникативные технологии, технологии развития фонематического слуха, игровые технологии, направленные на развитие внимания.

Предварительная работа: беседа с детьми об осени, осенних явлениях в природе, беседа «Что такое ярмарка». Рассматривание фотографий и картинок об осени, и репродукций с изображением различных ярмарок, разучивание элементов массажа, пальчиковой гимнастики, потешек и стихов.

Материал к занятию: мультимедийное оборудование, демонстрационный материал к занятию, аудиозапись (шум дождя, ветра), песня «Ласковая осень» муз. А.Олейниковой, сл. Л. Ратич, колечки — пружинки, схемы для звукового анализа слова, корзинки, обруч, макет яблони с яблоками,  небольшие шарики красного, жёлтого и зеленого цвета, листы для индивидуальной работы.

Ход НОД:

Организационный момент

Слайд №1

Дети заходят в зал под музыку (встают полукругом)

     Придумано кем-то просто и мудро,

     При встрече здороваться: «Доброе утро!»

  • Доброе утро солнцу и птицам!
  • Доброе утро улыбчивым лицам!

   Давайте улыбнёмся друг другу  и  нашим гостям  и пожелаем всем доброго утра!

Скажем вместе: «Доброе утро!»

Вводная часть

Дети проходят и садятся за столы. Напоминаю, чтобы не забывали о том, что спинки должны быть прямыми.

Развитие логического мышления.

 

Ребята, отгадайте, пожалуйста,   загадку:

        Вот художник так художник,

        Все леса позолотил,

        Даже самый сильный дождик

        Эту краску не отмыл.

        Отгадать загадку просим:

        Кто художник этот?.. (Осень)!             Слайд №2

Основная часть

Беседа

Осень  пригласила нас с вами на ее ярмарку.

Давайте вспомним, что такое ярмарка?     Слайды №3, 4, 5

Ответы детей: Ярмарка — это шумный весёлый базар, на котором торговали своими товарами, фруктами, овощами. На ярмарке не магазины, а лавки. Торговали лавочники. А ещё на ярмарке много веселились, проводили разные конкурсы и соревнования.

Правильно, с давних времён у русского народа был обычай: после того, как заканчивались осенние работы в садах, поле, убирали хлеб,  устраивали  весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из дальних мест, продавали и покупали разные товары. Скоморохи показывали весёлые представления.          Слайд  №6

Ребята, а это — Лаврик, весёлый скоморох.

 Он  принёс нам с ярмарки зеркала!  Возьмём их в руки! Покажем, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.                            

 Слайд №7

Артикуляционная гимнастика

Скоморох знаком нам, дети,

Мы его улыбкой встретим.       «Заборчик»

Это скоморох пришёл.               «Блинчик»

Вправо он сейчас пошёл.           Тянем кончик языка вправо

Всё, что нужно увидал,

И налево зашагал.                        Тянем кончик языка влево

Погулял совсем немножко,

Широко раскрыл окошко.            «Окошечко»

Он окна не закрывает,

Кверху кончик поднимает,             «Качели»

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает.              «Индюк»

С язычками поиграли,

Язычки сильнее стали!

Ребята, послушайте, скомороха зовут Лаврик. Какой 1 звук в его  имени ?

  Вспомним, как мы произносим звук [Л] :

  • как работают губы?
  • Как работают зубы?
  • Что происходит с кончиком языка?

Что мы можем сказать про звук [Л] ? (Согласный, звонкий, твёрдый).

Отправимся вместе с Лавриком на ярмарку?

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Посмотрите на экран. Вспомним,  что же бывает осенью.

Слайд №8

Сюжетная картинка  «Времена года. Осень» З.Е. Агранович.

Расскажите Лаврику об  осени. Начните своё предложение со слова «Осенью...»

Осенью...

Осенью...

Осенью...

Осенью...

(Дети описывают приметы осени).

Вы составили правильные интересные предложения.

Упражнение в словообразовании

А сейчас мы с вами  поиграем в игру, которая называется «Осенние слова» :

  • Я назову описание погоды в осенний день, а вы назовете такой день одним словом.

 Если пасмурно, солнышко весь день пряталось за тучами, то день какой? – пасмурный.

Если днём холодно, то какой день? - холодный, а если облачно - облачный.

День, когда  льет дождь — дождливый.

Слайд №9

           Звучит фонограмма «Шум дождя».  

   Учитель-логопед: Слышите? Что это, ребята? (Ответы детей.) Правильно, это к нам в гости торопится осенний дождик. Давайте, позовём его, чтобы он не заблудился, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

     Дождик, дождик, веселей!     (каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке)

     Капай, капай, не жалей!        (каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке )

     Только нас не замочи!           (изображать пальчиками «брызги» )

     Зря в окошко не стучи!         (правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)

 Молодцы. Скажите, а если весь день дует ветер,   как мы назовем  такой день?  - Ветреный. - Все верно! Что происходит с листочками осенью в ветреный день? Отвечайте полным предложением.  Как мы называем это явление? (листопад)

Слайд №10, 11

    Фонопедическое упражнение «Листочек» 

(Автоматизация  звука Л в слогах, координация движений с речью) .

                                                                                       Звучит «Музыка ветра»

- Подул на листочек ветерок…. (дети делают продолжительный равномерный выдох,                

                                                              покачивая поднятыми вверх руками).

 - Задрожал листочек                                 (произносят «Бл-л-л…» на одном  

                                                                          дыхании, встряхивая   кистями   рук).

 - Оторвался от веточки и полетел…. (произносят «ы-ы--л», активно работая    

                                                                 диафрагмой и постепенно опуская руки).

 - Закружился в воздухе                       (кружатся , тянут  «а-а-л»).

- Упал в лужицу                               («у-у-л»,  опуская руку вниз).

- Застучал по лужице дождик                  

- Лужа становится все больше и больше  (тянут «о-о-л»],  разводя руки в стороны и      

                                                                                    приближая ладони друг к другу).

- А листочек поплыл по ней как кораблик             (цепочка слогов «ла-лы-ло-лу»  на

                                                                                                   продолжительном выдохе).

Гимнастка для глаз                                                               

Слайд №12

А дождик испугался нас и убежал. В Санкт-Петербурге солнышко редко появляется на небе, давайте нашими глазками прогоним тучи!

Солнышко с тучками в прятки играло,    

Солнышко тучки-летучки считало:           Дети открывают и закрывают глаза    

Серые тучки,                                                Глаза вправо

Черные тучки,                                              Глаза влево

Лёгких две штучки,                                     Глаза вверх

Тяжёлых три штучки…                               Глаза вниз

Тучки попрятались, тучек не стало,         Дети закрывают глаза

Солнце на небе во всю засияло.               Дети широко открывают глаза и поднимают руки  

                                                                                                                           вверх

Смотрите, какое яркое солнышко!

Ребята, скажите, как мы назовём день, если  весь день светит солнце  (Солнечный).

Вот в такой весёлый солнечный день мы  и пришли  на ярмарку!

Давайте  поможем нашему  Лаврику  выбрать овощи, фрукты, ягоды, в названии которых есть звук [Л].

Первая  лавка — «Овощная».                          

Слайд №13

Лавочник предлагает вам выполнить упражнения для пальчиков. Он всегда их делает, чтобы быть умным и сообразительным. Для выполнения упражнений мы возьмём колечки.

   Приготовим ручки, разминаем каждую фалангу пальчиков. 

Вырос у нас чесночок

Свёкла, томат, кабачок,

И баклажан, и картошка,

Лук и немного горошка.

Мы урожай собирали,

Им мы друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

На ярмарку увозили!

Вот сколько овощей в нашей лавке!

Мы купим только те овощи, в названии которых есть звук  [Л].

Назовите их.                                                 Слайды №14, 15

(Овощи, в названии которых нет звука [л]  убираются из презентации, появляются корзинки со схемами для звукового анализа)

Определите, где стоит звук  [л] в этих словах – в начале, в середине, в конце слова.

Подберите схемы к этим словам, поместите картинки в нужные корзинки!

    Лук       Баклажан      Свекла      

Вторая лавка    - («Фруктовая»).

Как назвать одним словом всё, что продаётся в этой лавке?  Значит, это лавка какая - «Фруктовая»!

Слайд №16

  Потренируем смекалку.

 Отгадайте загадки, которые приготовил для вас лавочник!

Слайд №17

          Ни в полях и ни в садах,
         
Ни у вас и ни у нас,
         
А в тропических лесах
         
Вырастает …    Ананас.

 Слайд №18

В шкуре жёлтой,

Кислый он.

Называется… Лимон

Слайд №19

Круглое, румяное,

Я  расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И, конечно, детки.     Яблоко.

Слайд №20

    - Жёлтый, круглый, ты откуда?

 -  Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?  Апельсин.

Слайд №21

Сверху — шкурка золотая,

В центре — косточка большая.

Что за фрукт? - вот вам вопрос.

Это сладкий … Абрикос.

Назовите только те фрукты, названия которых начинаются на звук А   (Апельсин, ананас, абрикос)

А в названии какого фрукта есть звук [Л]?   Яблоко. (Слайд №22)

Слайд №23

 Вот поспели  яблоки,

 Круглые, румяные,

 Большие, наливные.

 На варенье, на компот, и на вкусный пирожок!

Игра «Разноцветный урожай». Согласование существительного с прилагательным.

А какое получится варенье из яблок? -

 Яблочное варенье.

Джем -    Компот -  Пирог -

Активизация воображения, развитие мышления

А еще наш веселый скоморох любит сочинять стихи-небылицы

Вот, послушайте внимательно и скажите, что в этом стихотворении наш скоморох Лаврик напутал?

           Слушай сказку, не скучай,

           Да ошибки примечай.

           Любит овощи внучок:

           Грушу, яблоко, лучок,

           И морковку, и лимон, -

           С овощами дружит он.

Следующая лавка — «Ягодная»                           

Слайд №24

А где могут расти ягоды?

- Ягоды растут в саду или в лесу, на кустах или на земле).

 (Морошка, черника, брусника, голубика, клюква, клубника, малина...)

Упражнение в словоизменении

Дидактическая игра «Назови ласково»:
      Мячик маленький поймай

       Да словечко приласкай!

Слайд №25

(Я бросаю мяч, нужно его поймать и вернуть обратно, назвав ягоды  ласково):

Кислая клюква  -

Сладкая земляника -

Крупная голубика -

Спелая клубника -

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Спрячь слоги в ладошках» - нужно прохлопать слово и посчитать, сколько слогов в этом слове.

   (Клюква, малина, клубника, голубика).

Оставим только ягоды, в названиях которых есть звук [Л]

Слайд №26

А давайте расскажем, для чего нашему организму нужны овощи, фрукты, ягоды?

  • чтобы не болел желудок, потому, что они помогают переваривать пищу;
  • потому, что в овощах и фруктах много витаминов;
  • чтобы была хорошая фигура;
  • они помогают нам бороться с гриппом и простудой, например, чеснок;
  • просто они очень вкусные...

Мы помогли купить много овощей, фруктов, ягод, а сейчас будем делать заготовки на зиму.

Вот у нас баночки с заготовками, нужно сделать красивые этикетки. Угадайте, что в этих банках, обведите и раскрасьте ягоды, фрукты или овощи и скажите, что вы приготовили.                                                                                                

Слайд №27 + индивидуальные листы.

Теперь наш Лаврик всю зиму будет лакомиться вкусными заготовками!

На ярмарке не только продают товары, но и поют песни, водят хороводы. А ещё мы расскажем вам весёлые стихи.

Диалоги на грядке:  

  • Где же яблоко, Андрюша?
  • Яблоко давно я скушал.
  • Ты его не мыл, похоже?
  • Я с него очистил кожу.
  • Молодец ты стал какой!
  • Я давно уж такой!
  • А куда очистки дел?
  • Я очистки тоже съел!

  • Зайка, зайка, что ты грустный?
  • Потерял кочан капусты.
  • А какой?
  • Круглый, белый и большой.
  • Ну-ка, зайка-шалунишка,
  • Дай потрогать животишко. Он тугой, как барабан.
  • Значит, съел я свой кочан!

Вот какие  стихи мы знаем!

Заключительная часть.  Итог НОД

Слайд №28 «Солнце садится, темнеет»

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

  Молодцы, ребята! Я очень довольна вами.

А что вам сегодня запомнилось? (каждый ребёнок описывает свои впечатления).

 - Ребята, у меня к вам ещё такой вопрос: нравится ли вам осень?

  Чем она вам нравится?

  Понравилось вам на ярмарке?

- Ребята, видите, какое время года осень — прекрасное, урожайное, сказочное… Осень своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов - сочинять музыку, поэтов — писать стихи. Я хочу подарить вам осенние раскраски, чтобы вспоминали о нашей ярмарке и всегда правильно произносили звук [Л].

Список литературы:

- Агранович З.Е. «Времена года. Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа» СПб, «Детство-пресс», 2003.

- Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»  СПб, «Детство-пресс», 2011.

- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические игры с мячом» СПб, Издательский дом «Литера», 2010.

- Жукова Н.С.Мастрюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия»  Екатеринбург, АРТ ЛТД, 1998.

- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи детей» СПб, Издательский дом «Лира, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...

Методическая разработка Проект с детьми средней группы по теме: «Осенние наряды для кукол»

Данная методическая разработка предназначена для организации познавательно-творческий деятельности с детьми 4-5летнего возраста в рамках реализации образовательного проекта «Осенние наряды для кукол»....

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию на тему Насекомые...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений на тему Деление целого на 2 и 4 части

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений на тему Деление целого на 2 и 4 части...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...