Развитие просодической стороны речи посредством создания мультипликационных фильмов
статья по логопедии

Деева Татьяна Владимировна

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является нарушение речи и, в частности, несформированность ее фонетической и просодической сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие просодической стороны речи посредством создания мультипликационных фильмов

Деева Татьяна Владимировна

учитель-логопед

I квалификационной категории

Дело не столько в том,

что вы говорите, сколько

в том, как вы это говорите.

(Д. Лондон)

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является нарушение речи и, в частности, несформированность ее фонетической и просодической сторон.  Просодика рассматривается как комплекс взаимосвязанных ритмико-интонационных свойств речи, нами осуществляется изучение ее состояния и поиск оптимальных путей ее развития у детей с различными нозологиями.  

Наряду с нарушениями речи у большинства дошкольников с ОВЗ наблюдаются недоразвитие внимания, воображения,  мышления, восприятия, памяти.  Вместе с этим наблюдается снижение интереса к обучению. Для того чтобы заинтересовать детей, нужны инновационные технологии, современные нестандартные подходы. Одной из таких технологий является совместное создание мультфильмов. 

Логопедическая работа с использованием данной технологии должна иметь разноплановый  характер и осуществляться в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь, и т.д.) и реализоваться поэтапно, что обеспечит полноценное развитие личности ребенка с ОВЗ. Коррекция нарушений просодической стороны речи (голоса, интонации, темпа, ритма и т.д.) предусматривается на этапе дошкольного образования, чтобы в дальнейшем, придя в школу, ребёнок не испытывал трудностей в общении с детским и взрослым коллективом и был уверен в правильности и чёткости своей речи. 

В нашем ДОУ реализуется практика мультипликации, где я, как учитель-логопед, принимаю участие в озвучивании героев. Основной целью в данной моей работе является создание условий для формирования модулированной, эмоционально-окрашенной,  выразительной речи.

Работа по озвучиванию мультфильма с детьми проводится поэтапно:

1. Подготовительная работа (артикуляционная гимнастика), ее цель–подготовка речевого аппарата к воспроизведению материала;

2. Знакомство с текстом. На данном этапе дети знакомятся с текстом, записанным заранее, либо он читается несколько раз. Его повторение и проговаривание позволяет «прочувствовать» своего героя.

3. Обсуждение голоса персонажа, его тембра, силы, темпа, настроения, интонации.

4. Запись звука. Дети многократно с выражением проговаривают реплики в монологах и диалогах, которые в дальнейшем звучат на фоне происходящего действия, учатся выразительно говорить. Различные упражнения помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. В процессе этой работы также расширяется словарный запас, в речевых высказываниях происходит эмоционально – чувственное раскрепощение детей, продолжает формироваться культура речи, развивается дикция.

5. Обработка записанных реплик. Дети сравнивают и анализируют записанные варианты реплик и выбирают наиболее удачные образцы. В процессе прослушивания своего голоса со стороны дети учатся анализировать, отмечать недостатки и корректировать их, что развивает навык оценки собственного голоса.

6. Объединение звука и видео. В процессе монтажа наиболее удачные реплики накладываются на кадры.

7. Демонстрация мультфильма. Анализ работы.

В заключение хочется сказать, что использование такой технологии как создание мультфильмов с детьми с ОВЗ, на мой взгляд, является эффективным средством не только развития творческой активности и психических процессов, но и развития речи. Взаимодействуя со всеми участниками данного процесса мне, как специалисту, удается более эффективно выстраивать логопедическую работу по автоматизации звуков, активизации словаря, развитию просодической стороны речи с детьми ОВЗ, так как мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.  Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Методическая разработка "ПРОЕКТ ДОУ (с включением ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ работы) "Реализация регионального компонента посредством создания мультипликационных фильмов"

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определили качественно иное представление о том, каким на сегодняш...

Система коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников посредством логоритмики

В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компанента у детей с заиканием....