Викторина "Разноцветное лето"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сценарий тематической викторины "Разноцветное лето" для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_leto.docx713.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69»

г. Энгельса Саратовской области

Сценарий тематической викторины

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Разноцветное лето»

Составил учитель-логопед

Ропотова А.А.

2020 г.


Викторина «Разноцветное лето» может быть использована воспитателями коррекционных и общеобразовательных групп с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателями групп продленного дня, учителями-логопедами детского сада.

Вопросы и задания в конкурсах подобраны от простого к сложному, от вопросов репродуктивного характера к вопросам познавательно-поискового направления. Простые вопросы используются для активизации мыслительной деятельности детей, а также создания ситуации «успеха». Более сложные вопросы позволяют выявить уровень познавательно-речевой компетентности детей по теме: «Лето». Если дети дают неверный или неполный ответ, педагог может обратиться за ответом к другой команде, переформулировать вопрос, использовать наводящие вопросы. Оценивать ответы детей может как сам ведущий, так и жюри. В части заданий вводится регламент времени. За каждый верный ответ начисляется один балл (можно использовать карточки «солнышки»).

Цель: Закрепление знаний о летнем времени года, развитие фонетико-фонематических представлений, лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Задачи: Закрепить названия предметов, групп предметов, явлений.
Закреплять умение находить общий звук в словах с разной звуковой позицией, подбирать слова с заданным звуком. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закреплять навыки словоизменения, словообразования. Развивать умение строить сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
Развивать навыки владения мыслительными операциями обобщения, исключения, умения делать выводы и аргументировать свой ответ.

Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, образное и логическое мышление, вербальную память, творческое воображение.

Создать радостное настроение, воспитывать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

•эмблемы команды на каждого участника; фонограмма песни из мультфильма "Вот оно какое наше лето...";

•картинки с изображением крапивы, подсолнуха, одуванчика, подорожника и еще нескольких растений (или презентация с изображением названных растений); указка; магнитная доска, (или наборное полотно, или мольберты, или мультимедиа);

•воздушные шарики по количеству участников;

•магнитная доска для наглядного материала и для учета боллов («Солнышков»), проектор.

Содержание: Звучит фонограмма песни "Вот оно какое наше лето...".

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители! Ребята и взрослые! Вы приглашены на викторину "Разноцветное лето", посвященную этому прекрасному времени года.

Сегодня в летней викторине соревнуются 4 команды с летними названиями: команда «Пчелки», команда «Ягодки», команда «Ромашки» и команда «Васильки». Давайте поприветствуем их.

Входят команды. У каждого участника прикреплен бейдж с эмблемой команды.

Ведущий: А теперь ребятки есть для вас загадки. Вам предстоит отгадать, о каком растении говорится, и найти изображение этого растения среди картинок.

I. «Назови растение»

Детям предлагаются иллюстрации растений, которые выставляются на магнитные доски или демонстрируются с помощью проектора.

Ведущий: 

1) Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же ...

Ответ : Крапива

2)Посадили зернышко –

Вырастили солнышко

Ответ: Подсолнух.

3)Он широк и неказист,

У него в прожилках лист,

Он прослыл как травка-лекарь,-

Скажет каждый вам аптекарь.

А растет он вдоль дорожек,

Потому что …

Ответ: Подорожник.

4) На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке.

Ветерок прошуршал

И развеял это шар.

Ответ: Одуванчик 

Крапивница: характеристика болезни | Luculentia.ru Лопух - это наш женьшень, чудо корень, и запасы его не ограничены 

Обои поле, трава, ромашки, весна, ярко картинки на рабочий стол ... Подорожник: выращивание в саду, посадка и уход, лечебные свойства 

Василёк синий (полевой): свойства и применение | Лекарственные ... Солнечный доктор – подсолнух ⋆ Кумушка 

С Первомаем! - Diesel Forum   ᐈ Макы фотографии, фото маки | скачать на Depositphotos®

II. «Подбери признаки»

Ведущий: Лето – это прекрасное время года! Давайте сейчас попробуем описать подробно, какое же оно, лето?

Ведущий задает вопрос и каждая из команд называет по одному из признаков

А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).

Небо - голубое, высокое, светлое, безоблачное …,

Трава - мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,

Птицы - сытые, веселые, радостные, проворные ... ,

Вода в реке - голубая, прозрачная, теплая, приятная ... .

III. «Воздушный шар»

Ведущий: Ребята, вы наверняка все любите воздушные шары. Они такие же яркие, красивые и пестрые, как само лето. А кто вам их обычно надувает? Сейчас мы посмотрим, как вы сами справитесь с этой задачей.

Ребята надувают воздушные шары, которые в конце забирают с собой.

 

IV. Игра «Скажи ласково»

Ведущий: Ребята, я буду говорить каждой команде слово, а вы в ответ называете его ласково. Например, я говорю вам «туча», вы отвечаете – «тучка».

Малина – малинка,

Калина – калинка,

Брусника – брусничка,

Ежевика – ежевичка,

Цветок – цветочек,

Гриб – грибочек,

Солнце – солнышко,

Боровик – боровичок,


V. «Четвертый лишний»

Ведущий: Следующее задание «Четвертый лишний». Ребята, вам нужно из четырех слов выбрать одно «лишнее» слово, которое «не дружит» с остальными тремя словами и объяснить свой выбор.

1) Клен, тополь, сосна, ива.

Ответ: Лишнее слово – «сосна», потому что сосна – хвойное дерево, а тополь, клен и ива – лиственные деревья.

2) Сарафан, шуба, майка, шорты.

Ответ: Лишнее слово – «шуба», потому что это зимняя одежда, а сарафан, шорты и майка – летняя одежда.

3) Пчела, ласточка, муравей, комар.

Ответ: Лишнее слово - «ласточка», потому что это птица, а пчела, муравей, комар – насекомые.

4) Клевер, малина, крыжовник, смородина.

Ответ: Лишнее слово – «клевер», потому что это растение, а малина, крыжовник, смородина – ягоды.

VI. Физ. минутка «Речка»

Ведущий: Ребята, давайте немного подвигаемся и представим, что мы пришли на речку искупаться.

Дети выходят в круг.

К речке быстрой мы спустились (маршируют на месте),

наклонились и умылись.(наклон и жестами умываются)

Раз, два, три, четыре вот как славно освежились.(встряхнули кистями рук)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс.(движения рук в стороны)

Одной, другой это кроль.(попеременно каждой рукой)

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой. (маршируют на месте и расходятся по местам)


VII. «Найди общий звук»

Ведущий: Дорогие конкурсанты, вам необходимо услышать и назвать общий звук в трех «летних» словах, которые я произнесу. Готовы?

1) Какой звук объединяет слова «солнце», «сад», «песок»?

Ответ: Звук «С».

2) Какой звук «живет» в словах «лето», «пляж», «калина»?

Ответ: Звук «Ль».

3) Какой общий звук есть в словах «луч», «речка», «чайка»?

Ответ: Звук «Ч».

4) Звук, который звучит в словах «радуга», «загар», «жара»?

Ответ: Звук «Р».

VIII. «Скажи наоборот» 

Ведущий: Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте их сравним.

Стрекоза большая, а мошка (маленькая).

Жук летает быстро, а муравей ползает (медленно).

У бабочки усики длинные, а у пчелы (короткие).

У осы крылья узкие, а у шмеля (широкие).

Муха вредное насекомое, а пчела (полезное).

У шмеля спинка мохнатая, а у осы (гладкая).

Божья коровка охотится днем, а пауки (ночью).

У пчелы ножки толстые, а у комара (тонкие).

IX. Блиц-опрос «Ответь быстро»

Ведущий: А теперь блиц-опрос. Ответ на вопрос необходимо давать быстро, одним словом, чтобы за минуту успеть ответить на все вопросы.

I команда
1) Освещает и согревает Землю?
Ответ: Солнце.
2) Растут на клумбе?
Ответ: Цветы.
3) Насекомое, похожее на пчелу?
Ответ: Оса, шмель.
4) Предмет для ловли бабочек?
Ответ: Сачок.
5) Наступает после весны?
Ответ: Лето.
II команда

1) Без ног идет?
Ответ: Дождь.
2) Сильный дождь?
Ответ: Ливень.
3) Появляются на асфальте после дождя?
Ответ: Лужи.
4) После дождя на небе?
Ответ: Радуга.
5) Ягода черного цвета?
Ответ: Ежевика, черная смородина.
III команда

1) На нем у воды играют, лежат, загорают?
Ответ: Пляж.
2) Птица, летающая над морем?
Ответ: Чайка.
3) Летние коньки?
Ответ: Ролики.
4) Наземный транспорт с педалями?
Ответ: Велосипед.
5) Продавщица цветов?
Ответ: Цветочница.
IV команда

1) Вода, падающая с высоты?
Ответ: Водопад.
2) Головной убор от солнца?
Ответ: Панама, бейсболка.
3) Тот, кто рыбу ловит?
Ответ: Рыбак, рыболов.
4) Пчел разводит?
Ответ: Пчеловод.
5) Работает под водой?
Ответ: Водолаз.

Ведущий: Подходит к концу наша викторина «Разноцветное лето». А теперь подведем итоги.

Идет подсчет заслуженных «солнышков», обратная связь, и под композицию «Вот оно какое наше лето…» завершаем мероприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Лето, лето, лето..."

Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....

Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!

       «Лето, лето, сказочное лето!                    От чудес кружится голов...

Прогулка "Снег летает, летает, летает..."

Зимняя прогулка в подготовительной группе...

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...