Мониторинг речевого развития детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Байдина  Юлия  Эдуардовна

Актуальность.  Актуальность  выбранной  темы  определяется  значимостью  комплексной  диагностики  речевого  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  функциональными   расстройствами  зрения. Так  как,  мониторинг  речевого  развития  способствует  составлению планирования  эффективной  логопедической  работы  по коррекции  всех  сторон  устной  речи  у  данной категории  детей.

Цель. Проведение  мониторинга  речевого  развития  детей  с функциональными  расстройствами  зрения  старшего  дошкольного возраста.

Метод. Эксперимент, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baydina_yu._e._-_statya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  1174

Ю. Э.  Байдина

учитель-логопед,  

МБДОУ  «Детский  сад  №  2»,

г. Ирбит, РФ

                 г.  Ирбит, РФ

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ  РАССТРОЙСТВАМИ  ЗРЕНИЯ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Аннотация

Актуальность.  Актуальность  выбранной  темы  определяется  значимостью  комплексной  диагностики  речевого  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  функциональными   расстройствами  зрения. Так  как,  мониторинг  речевого  развития  способствует  составлению планирования  эффективной  логопедической  работы  по коррекции  всех  сторон  устной  речи  у  данной категории  детей.

Цель. Проведение  мониторинга  речевого  развития  детей  с функциональными  расстройствами  зрения  старшего  дошкольного возраста.

Метод. Эксперимент, беседа.

Результат.  Проанализировав  данные  мониторинга  речевого  развития  детей  с  ФРЗ  старшего  школьного  возраста, можно  заключить  следующее: высокий уровень  речевого  развития  имеют  13  воспитанников, что  составляет   34 % от  38 (общего количества детей), средний  уровень  17  воспитанников, что  составляет  45 %  от  38 (общего количества детей), низкий  уровень  имеют  8 воспитанников, что составляет  21 %  от  38(общего количества, детей  принимавших участие  в диагностике).

Выводы. Мониторинг  позволяет  изучить  все  стороны речевого  развития, определить  уровень речевого развития у  детей  старшего  дошкольного  возраста  с ФРЗ. Таким  образом, проведение  мониторинга  речевого  развития  воспитанников  с  ФРЗ  является актуальной  задачей, так  как  способствует эффективному  планированию  коррекционной  логопедической  работы  с детьми  с  ФРЗ старшего  дошкольного возраста.

Ключевые  слова

Дети  с функциональными  расстройствами зрения, речь, звукопроизношение, фонематические  процессы, грамматический строй речи, лексический строй речи, слоговая  структура слова, связная речь.

        Для  всестороннего, гармоничного развития  личности важную роль играет четкая, грамматически правильная, связная речь. Сензитивным периодом  для  развития  речи  является дошкольный  возраст. Именно, в дошкольном  детстве  закладывается фундамент  для  развития всех  компонентов  языковой  системы.  

        Речь  детей  с  функциональными  расстройствами зрения ( далее  ФРЗ) развивается по  тем  же закономерностям, что и  у детей  не  имеющих нарушений  зрительных  функций. Однако, ФРЗ  накладывает  свой  отпечаток на речь воспитанников старшего  дошкольного  возраста.

Л. С. Выготский писал: « Нигде, – вербализм, голая  словесность, не  пустил  таких  глубоких корней, как в тифлопедагогике» [1, с. 150]. Дети  с  ФРЗ  старшего дошкольного  возраста  имеют  суженый  объём  зрительного восприятия, обедненный сенсорный опыт. В  связи с  этим  в  их речи  отмечается  явление вербализма – накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

        Мониторинг речевого развития детей  с  ФРЗ старшего дошкольного возраста является  необходимым условием  для  построения эффективного планирования  логопедической работы. С целью  диагностики  речевого развития  детей  с  ФРЗ  старшего  дошкольного возраста нами была использована  речевая карта  Наталии  Валентиновны Нищевой. При обследовании  речевого  развития  данной  категории  детей  нами были изучены следующие  параметры: звукопроизношение, артикуляционная  моторика, фонематические  процессы, грамматический  строй  речи, лексический  строй  речи, слоговая структура слова,  связная речь. Параметры речевого  развития  оценивались  по  пятибалльной  шкале. В обследовании приняли  участие  38  воспитанников старшего  дошкольного возраста с ФРЗ.

Таблица 1. Мониторинг  речевого развития  

детей  с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного  возраста

Количество  детей, участвующих  в  диагностике

Уровень  речевого развития

Количество  детей

Результат  в  %

38

Высокий

13

34

Средний

17

45

Низкий

8

21

        Оценивая  результаты  мониторинга, можно  сделать  следующие выводы:

        Дети  с высоким уровнем речевого развития, владеют четким  и  правильным  звукопроизношением, имеют  достаточный  объем  словарного запаса; не имеют  нарушений  слоговой  структуры слова; грамматический  строй  речи, фонематические процессы  и  связная речь   у данной  категории  детей  развиты  в  соответствии  с  возрастной  нормой.

        Дети  со  средним  уровнем  речевого  развития, могут  иметь нарушения произношения одной  или  нескольких фонетических групп  звуков ( не более 2 групп), негрубые  нарушения  слоговой  структуры  слова ( нарушены слова сложного слогового состава); словарный  запас у данной  категории  детей, ограниченный, неточный, грамматический строй речи  нарушен

( словообразование сформировано недостаточно, незначительные ошибки в словоизменении) фонематические  процессы  и  связная  речь развиты недостаточно.  

        Дети  с  низким уровнем  речевого  развития  имеют  выраженные  нарушения  звукопроизношения (нарушены  все  основные фонетические  группы  звуков), грубые  нарушения слоговой  структуры слова ( нарушены слова  сложного  и  простого  слогового  состава), объем  словарного запаса  ниже  возрастной  нормы, грамматический  строй  речи  грубо  нарушен

(словообразование  не  сформировано, многочисленные ошибки  в словоизменении), фонематические  процессы  и  связная  речь  ниже  возрастной  нормы.

        Проанализировав  результаты  мониторинга  речевого  развития  детей  с  ФРЗ  старшего  школьного  возраста, можно  заключить  следующее: высокий уровень  речевого  развития  имеют  13  воспитанников, что  составляет   34 % от  38 (общего количества детей), средний  уровень  17  воспитанников, что  составляет  45 %  от  38 (общего количества детей), низкий  уровень  имеют  8 воспитанников, что  составляет  21 %  от  38 ( общего количества, детей  принимавших участие  в диагностике).

        Резюмируя, вышеизложенное, можно  сделать  следующие  выводы: речь детей  с  ФРЗ  развивается  по  тем же  закономерностям, имеет  те  же сензитивные  периоды  развития, что и  речь  детей  с  сохранным  зрением. Однако, сужение  зрительного  восприятия  оказывает  влияние  на  речь детей старшего  дошкольного  возраста с ФРЗ. В частности  способствует  появлению вербализма.

        У детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ФРЗ  отмечаются  нарушения  всех  сторон  устной речи: звукопроизношения, артикуляционной моторики, грамматического  строя  речи, лексического  строя  речи, фонематических  процессов, слоговой структуры слова  и  связной речи.         Мониторинг  позволяет  изучить  все  стороны речевого  развития, определить  уровень речевого развития у  детей  старшего  дошкольного  возраста  с ФРЗ. Таким  образом, проведение  мониторинга  речевого  развития  воспитанников  с  ФРЗ  является актуальной  задачей, так  как  способствует эффективному  планированию  коррекционной  логопедической  работы  с детьми  с  ФРЗ старшего  дошкольного возраста.

Список  использованной  литературы:

  1. Выготский  Л. С. Основы  дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский // Сборник статей  международной  научно-практической  конференции «Концепции,  теория  и  методика фундаментальных и прикладных научных исследований» ( Ирбит  19.09.2019 г.). – Уфа: Аэтерна, 2019. – 266 с.

2.      Нищева  Н. В. Комплексная  образовательная  программа дошкольного  образования для  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи (общим недоразвитием речи) с  3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева // Сборник статей  международной  научно-практической  конференции «Концепции,  теория  и  методика фундаментальных и прикладных научных исследований»

( Ирбит  19.09.2019 г.). – Уфа: Аэтерна, 2019. – 266 с.

                       

© Ю. Э. Байдина, 2019