Развитие фонематического слуха детей через дидактические игры.
учебно-методический материал по логопедии

Безносикова Анастасия Михайловна

Развитие фонематического слуха детей через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Развитие фонематического слуха детей через дидактические игры.

  1. Цель: развивать умение отличать на слух звонкие звуки от глухих.

«Поймай звук»

Дети  хлопают в ладоши, когда слышат звонкий (глухой) звук

Пример: ловим звук [з] взрослый произносит с, с, с, з, с, з, з, с, за, са, со, зо, зу, сумка, заяц, зонт, лиса, ваза, медуза и тд.

«Топай-хлопай»

Дети, когда слышат звонкий звук, хлопают, когда глухой топают.

Игра с мячом «скажи наоборот»

Взрослый кидает мяч, называет слог с звонким звуком, ребенок возвращает мяч произносит слог с глухим звуком.  Пример: БА-ПА, ВА-ФА, ГА-КА, ЗА-СА

  1. Цель: развивать умение отличать твёрдые звуки от мягких.

Игры и упражнения: те же +

«Подарки для гномиков Динь и Дон»

У детей картинки с твердыми и мягкими звуками. Ребенок произносит слово, определяет мягкий или твердый в слове звук и отдает картинку нужному  гномику

«Кирпич и подушка»

 У детей карточки с символами (кирпич и подушка) педагог произносит слова, дети поднимают нужную карточку

“Назови звук” (в кругу с мячом).

Педагог  называет слова, и выделяет в них один звук: громче или дольше его произносит. А дети должны называть только этот звук. Например, “газзззета” дети: “зь”; “Лисссса” - “с”; В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, педагог сам называет звук, а дети повторяют.

  1. Цель: развивать умение не путать акустически сходные звуки.

Игры и упражнения:

«Волшебный круг» «Найди пару»

       Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Например:

мишка — мышка

удочка — уточка

мак — рак

коза — коса

кит — кот

трава — дрова

усы — уши

кадушка — катушка

дом — дым

"Слушай и выбирай"

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а дети поднимают соответствующую картинку.

"Верно-неверно"

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  1. Цель: развивать умение слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Игры и упражнения:

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

  1. Цель: развивать умение определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Игры и упражнения: те же +

"Сколько звуков"

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

"Похлопаем"

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

"Отгадай слово"

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

«Собери слово»

Взрослый называет звуки К-О-Т ребенок - говорит, что это за слово

«Светофор»

Дети стоят в шеренгу на одной стороне. Ребенок- водящий стоит по середине и  загадывает звук, дети должны назвать слово на этот звук и пройти на другую сторону, если не могут, то перебегают. Водящий – ловит

«Цепочка слов» (по принципу игры в города)

 

   Так же в работе над развитием фонематического слуха можно использовать игры и упражнения на различение не речевых звуков и хороводные игры

«Ушки - слушки»

     Педагог показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

 «Где звенит?»

Дети стоят с закрытыми глазами. Педагог с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

«Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Испорченный телефон»

Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Кто позвал?» «кукушка»

Хороводная игра

Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами,  дети идут по кругу хороводным шагом, произносят:

К нам кукушка в огород

Залетела и поет,

Ты, кукушка, не зевай,

Кто кукует, отгадай

Литература:

  1. Ткаченко Т.А.

Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —
32 с. (Практическая логопедия.)

  1. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков. Логопедический альбом для коррекционно-педагогической работы с детьми
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/02/10/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Проект "Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры"

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...

Развитие познавательных способностей детей через дидактические игры

Развитие познавательных способностей детейчерез дидактические игры с помощью блоков Дьенеша...

Развитие фонематического слуха детей с ТНР через игры

Проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в зву...

План самообразования "Развитие мелкой моторики детей через дидактические игры"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...

Проект «Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры»

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у до...