Упражнения для улучшения качества чтения
методическая разработка по логопедии

Маркова Наталья Александровна

В методических рекомендациях собраны упражнения для улучшения качества чтения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_povysheniya_kachestvo_chteniya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        Упражнений для улучшения качества чтения

Подготовила:

Учитель-логопед Маркова Н.А.

2020г.

        Упражнений для улучшения качества чтения

Подготовила: учитель-логопед

Маркова Н.А.

    Здравствуйте, друзья! У ребенка техника чтения хромает? Предлагаю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

    Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

   Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов.

   Данный комплекс умений и навыков в школьном обиходе именуют «навыком чтения».

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

  • Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
  • Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
  • Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
  • Сознательность чтения или понимание текста, в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Каждый компонент, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается, как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, автоматически.

Упражнения для повышения беглости чтения

  • Чтение хором со взрослым.
  • Чтение в ритме скороговорки.
  • Чтение по «цепочке»: каждый ребенок в заданной последовательности читает по 1 слову, предложению или абзацу
  • Бинарное чтение. Два ребенка (или взрослый и ребенок) одновременно читают один и тот же текст, затем рассказывают его содержание.
  • «Очередь». Сначала текст читает взрослый, потом – ребенок.
  • «Буксир». 2 варианта: • Читая текст, взрослый постепенно ускоряет скорость чтения. Ребенок (дети) также читает вслух, стараясь поспевать за взрослым; • Взрослый читает вслух, а ребенок – про себя. Затем взрослый прекращает читать, и ребенок должен показать в тексте то слово, на котором остановился взрослый.
  • «Ловушка». Взрослый читает известный текст  (например, про Ворсинку) и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача ребенка – найти эту замену.
  • «Голова и хвост». Взрослый  начинает читать выбранное им предложение,  ребенок должен быстро отыскать его в тексте и дочитать.
  • «Прыжки». Чтение текста через слово.
  • «Первый и последний». Чтение в слове 1-й и последней буквы, а в предложении – 1-го и последнего слова.
  • Чтение по кругу. Ребенок и взрослый (или дети в группе) читают короткий текст по 1 слову друг за другом.
  • «Прятки». Выбирается признак, по которому требуется отыскать слово в тексте, допустим, слово состоит из 2 или 3 слогов, начинается на букву К, имеет ударение в последнем слоге и т.д.
  • «Кто быстрее?» Ребенку (детям) раздаются карточки с разными короткими текстами, на доске пишется предложение (или  демонстрируется презентация на компьютере). Задача ребенка – по сигналу взрослого максимально быстро найти карточку с текстом, в котором содержится это предложение.
  • «Фотоглаз».   На доске пишется столбик слов, с которым учащиеся знакомятся некоторое время. Затем слова закрывают, а ученики по памяти должны их назвать;
  • Чтение сквозь решетку.
  • «Сканирование». Ребенку (детям) дается 20-30 секунд на то, чтобы «пробежать» глазами текст, и отыскать в нем заданную информацию. Например, ответ на вопрос «Почему мальчик не смог вынуть руку из кувшина?» (по тексту Л. Толстого)
  • «Счет слов». На максимально высокой скорости ребенок (дети) читает текст и в то же время считает слова. Перед началом выполнения упражнения ребенку задается вопрос, ответить на который он будет должен по завершении работы.
  •  «Эх, раз! Еще раз!» Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились. Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
  • «Пол-арбуза» Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Это, кстати, уже труднее. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

  • Чтение с утрированной артикуляцией.
  • Прочтение скороговорок с разной интонацией и  темпом, высотой голоса.
  •  «Окончания». Отрабатывается четкость произношения окончаний слов. Продолжительность упражнения – не больше 30 секунд, так как ударение при это смещается на конец слова и делает его неузнаваемым.
  • Выделение голосом различных слов в предложении.
  • Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.
  • «На одном дыхании». Делается глубокий вдох, после чего предложение читается от начала и до конца.
  • Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
  • «Эхо». Взрослый читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, ребенок должен повторить эти строчки с той же интонацией.
  • Разметка текста: логическое ударение, паузы, ослабление и усиление голоса.
  • «Ускорение». Выбранное предложение читают несколько раз, с каждым разом ускоряя темп и увеличивая силу голоса.
  • «Голоса». Выбирается образ старушки, какого-нибудь животного или ребенка, подражая голосам которых ученики читают текст.
  • Чтение с настроением. Один читает текст, другому же нужно определить его настроение.
  • Чтение по ролям.
  • «Замена». Чтение с заменой голоса героя (к примеру, слова Винни-Пуха голосом Пятачка).
  • Чтение по ролям при отсутствии слов автора.
  • Дикторское чтение. Текст делится на части и закрепляется за определенным «диктором», который готовится самостоятельно и с взрослым, чтобы показать остальным учащимся образец чтения.

Упражнения для понимания смысла текста.

  • Озаглавливание текста.
  • Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.
  • Подбор подходящих иллюстраций к тексту.
  • Определение содержания текста исходя из иллюстрации.
  • Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.
  • Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают ребенку в конверте.
  • «Пропущенное слово». Взрослый  читает текст, пропуская при этом одно слово. От ребенка  требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.
  • Восстановление текста. Короткий текст разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 детей, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разных текстов.
  • Распространение предложений.
  • «Убери лишнее слово в каждом предложении текста»
  • Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях: • Фантазии детей по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.); • Детям  выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый ребенок составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.
  • Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Условия для улучшения качества обучения составлению расказа из опыта"

У детей пяти лет, поступающих в логопедическую группу, практически отсутствует связная речь. С первого дня в группе начинается работа над его развитием. Тематическое планирование на каждую неделю важн...

Анкета для родителей воспитанников для улучшения качества работы дошкольного учереждения

Анкета для родителей воспитанников для улучшения качества работы дошкольного учереждения...

План мероприятий по улучшению качества работы дошкольной организации

Открытость и доступность информации об организации....

План по улучшению качества работы МДОУ по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности МДОУ на 2017 год

Минобрнауки РФ разработаны и утверждены  «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» с  целью  содействи...

Анкета для родителей дошкольников по улучшению качества питания в ДОУ.

АнкетаУважаемые родители, в нашем детском саду ведется работа по улучшению качества питания детей. В  связи с этим просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. 1....