Актуальные проблемы развития речи дошкольника в современных условиях.
консультация по логопедии (средняя группа)

Кабышева Елена Алексеевна

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

 Г. Гегель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_razvitiya_rechi_detey_doshkolnog.docx597.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Консультация для родителей

Актуальные проблемы развития речи дошкольника в современных условиях.

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

 Г. Гегель

                                                       

                 

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.                   Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?      В целом уровень речевого развития на сегодняшний день можно охарактеризовать как неудовлетворительный , т. к. процент детей с различными речевыми нарушениями увеличивается из года в год. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Следовательно, проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной.                                                                      21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.                                                                       К сожалению , в современном мире  детям  всё меньше и меньше  времени отводят на чтение  художественной литературы и дошкольники всё чаще  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей  обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Надо помнить, что всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости.

Такой рост детской речевой патологии  вызван остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. т. е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д.

 Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи.                          Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов,  трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.                          

  Часто дошкольники с трудом понимают логико- грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, мультфильмов.

Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти – ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Таким образом, отмечается сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физ. воспитанию.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым укрепляются мышцы губ, языка.

 ПОМНИТЕ, что развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

 

Консультацию подготовила: Учитель-логопед ГБДОУ дет.сад. №4

Кабышева Е.А. С использованием интернет -ресурсов

 https://multiurok.ru/blog/aktual-nost-probliemy-razvitiia-riechi-riebionka-doshkol-nika.html

http://raguda.ru/sk/aktualnost-problemy-rechevogo-razvitija-det

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"

Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....

Статья "Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях"

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога в современных условиях...

Актуальные проблемы развития речи дошкольников на современном этапе

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать е...

Презентация для доклада на педсовете на тему "Актуальность проблемы развития речи у современных дошкольников"

Данная презентация разработана для выступления на педсовете по проблемам развития речи дошкольников...

Актуальные проблемы развития речи дошкольника

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли в тпознании окружающей действительности, активнее осуществ...

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях ...