Консультация учителя-логопеда «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
консультация по логопедии

Кургушова Елена Александровна

     Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли сомнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Правильное владение родным языком  – залог успешного обучения  ребёнка  в школе»

Уважаемые родители!

     Сегодня я коротко привлеку ваше внимание к речи детей подготовительного возраста. Я подскажу Вам, как можно самим проверить речь своего ребёнка и что сделать, если у Вас возникли сомнения.

     Если Вы убеждены, что речевых проблем у сына или дочери нет, возможно какой-то совет Вы можете дать вашим знакомым, которых волнует этот вопрос. Речь в дошкольном возрасте активно развивается и к 6-7 годам заканчивается формирование основных её компонентов, так считают специалисты. Значит, речь шести-семилетнего ребёнка по общему звучанию, оформлению высказываний не отличается от речи правильно говорящего взрослого. Единственное, что выдаёт — это специфический детский тембр и высота голоса, отсутствие абстрактных понятий, которые формируются в школьном возрасте и профессиональных выражений.

      Как же оценить речь своего ребёнка? Очень просто. Точно так же как это делает учитель — логопед в течение 5-10 минут — этого достаточно.

  1. Приготовьте листок бумаги и ручку, чтобы в случае необходимости сделать пометки.
  2. Побеседуйте со своим ребёнком на тему, интересующую его, попросите вспомнить знакомое стихотворение.
  3. Внимательно вслушайтесь в речь:  понятна ли?  Чётко ли произносятся слова?  Не упускает ли окончания прилагательных ( например: «добры» - добрый,),  подходящим ли словом называет окружающие предметы (например: стул — табурет) и действия (например: варить - жарить), может ли связно и понятно рассказать случай, заинтересовавший ребёнка.

      Если Вы довольны результатом беседы, то Вам переживать не стоит. Если сомневаетесь, то добавьте некоторые задания.

  1. Предложите ребёнку повторить несколько слов со звуками [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р].  Например: черепаха, сыроежки, журнал, стрекоза.

      Если упускаются звуки или заменяются другими (например: корова — «колова, коова»), язык высовывается между зубами, то не нужно тянуть время и обязательно обратиться за помощью к учителю-логопеду.

     Следующее, что нужно уточнить: может ли ребёнок с 1-2 попытки повторить несколько сложных слов и сочетаний, даже не зная их значения  (например: сковорода,  электричество,  универсам, велосипед, виолончелист. Регулировщик  регулирует движение.)

     Если не получается, то произнесите вместе по слогам и запишите это слово для себя, чтобы вернуться к нему через некоторое время. Большое количество труднопроизносимых слов — сигнал для обращения за советом к специалисту, так как может быть показателем общего недоразвития речи или нарушения движений языка.

   Хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые интересуют родителей:

Что делать, если взрослые затрудняются оценить речь ребёнка или у них у самих есть нарушения речи? 

     Можно попросить побеседовать с ребёнком другого члена семьи, педагогов группы или записаться на консультацию к логопеду. Это просто. В поликлинике есть запись на приём или работают  логопункты при детских садах.

Можно ли оставить без внимания нарушения речи в дошкольном периоде с надеждой, что в будущем всё само исправиться?

     Во-первых, опыт показывает, что чаще всего только усилий самого ребёнка недостаточно, и он приходит в школу с теми же речевыми проблемами и ещё прибавляются другие трудности, так как в начальной школе активно развивается уже письменная речь. Важно запомнить, что исправление речи происходит легче и быстрее в дошкольном возрасте.

     Во-вторых, при написании диктанта или сочинения ребёнок будет писать слова так, как произносит, возможно, заменяя или упуская звуки и даже целые слоги. Значит, не исправляя речь,  мы сознательно будем подталкивать к ошибкам и низкой успеваемости по русскому языку, а этого можно избежать, вовремя обратившись за помощью к учителю-логопеду.

     В-третьих, детям и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни придётся публично выступать. Речь правильно говорящего человека легче воспринимается слушателями, и поэтому в дошкольном возрасте мы уже работаем на будущее ребёнка.

       В-четвёртых, многие профессии требуют от специалиста грамотного пользования речью.  Например, учитель, менеджер, комментатор, секретарь, логопед и другие специальности. В будущем ваш ребёнок не будет ограничен в выборе достойной его профессии.

      Поэтому, в  дошкольном возрасте оцените речь своего ребёнка, прислушайтесь в случае необходимости к советам специалистов и в будущем ваши сын или дочь будут Вам благодарны за своевременную помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»

«Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»...

Консультация для родителей подготовительной группы "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"

Консультация для родителей подготовительной группы "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

Консультация на тему Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе

Консультация на тему: Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе...

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) как средство совершенствования владения родным языком

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) как средство совершенствования владения родным языкомСовременные молодые родители часто задаются вопросом: зачем детям изучать и знать...