Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Пищулина (Гудкова) Светлана Сергеевна

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей

 в старшей группе компенсирующей направленности.

месяц/неделя

Тема недели

НОД

Цели

сентябрь

1—2 неделя

Обследование состояния речи детей

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

3

неделя

«Наше село –                 Яр-Сале.

Коррекционно-образовательные:

- формировать начальные представления о своей малой Родине,

- систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах Яр-Сале, людях разных национальностей, живущих в родном селе, природе родного края;

Коррекционно-развивающие:

- развивать способность к целостному восприятию текста рассказа педагога, устанавливать временные связи;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников.

Сентябрь

4 неделя

Детский сад.

Коррекционно-образовательная:

- обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

- закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

- расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес детей к слову и умение слушать ответы других детей, не перебивая.

Сентябрь

5 неделя

Игрушки

Коррекционно-образовательная:

- учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа;

- углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога с;

- развивать умение строить небольшие предложения;

- развивать наблюдательность, инициативную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу.

Октябрь

1 неделя

Осень

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен

существительных.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Октябрь

2 неделя

Овощи

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Октябрь

3 неделя

Фрукты

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.        

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;

- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

- развивать внимание и мышление, уча устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно - воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.

Октябрь

4 неделя

Сад — огород

Коррекционно-образовательная:

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Ноябрь

1 неделя

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Коррекционно-образовательные:

- учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление предлога в;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Ноябрь

2 неделя

Перелетные птицы.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять простые предложения;

-упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Ноябрь

3 неделя

Одежда

Коррекционно-образовательные:

- учить детей различать предметы одежды по сезонам;

- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -онък-;

- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;

- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды

Ноябрь

4 неделя

Обувь. Одежда. Головные уборы

Коррекционно-образовательная:

- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);

- развивать мыслительную деятельность и внимание.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами одежды.

Второй период (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1 неделя

Ателье.

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах.

Декабрь

2 неделя

Зима. Зимние забавы.

Коррекционно-образовательные:

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- образовывать глаголы прошедшего времени.

Коррекционно-развивающие:

- расширять, активизировать словарь по теме,

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;

- закреплять правильное употребление предлогов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Декабрь

3 неделя

Мебель. Части мебели.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании частей мебели;

-закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес и уважение к труду.

Декабрь

4 неделя

Семья

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Декабрь

5 неделя

Новогодний праздник

Коррекционно-образовательная:

- учить детей употреблять предлог без и имена существительные в различных падежах.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме;

- учить составлять простые предложения;

- расширять и активизировать словарь по теме;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

Январь

1 неделя

01.01.21-

10.01.21-

     Новогодние праздники.

Январь

2 неделя

Зимующие птицы

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;

- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

- закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах;

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Январь

3 неделя

Дикие животные зимой

Коррекционно-образовательные:

- обучать детей образованию притяжательных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в;

- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

- развивать навыки словообразования.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Январь

4 неделя

Повторение.

.

Февраль

1 неделя

Почта

Коррекционно-образовательные:

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- расширять, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение друг к другу, своим родным и близким.

Февраль

2 неделя

Транспорт

Коррекционно-образовательная:

- учить образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление и связную речь детей;

- закреплять употребление существительных в различных падежах;

- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.

Февраль

3 неделя

Комнатные растения

Коррекционно-образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Февраль

4 неделя

Наша армия

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.

Третий период (март, апрель, май)

Март

1 неделя

Весна

Коррекционно-образовательные:

- учить детей называть признаки времен года;

- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

- развивать мышление и связную речь;

- закреплять навык использования в речи предлога без;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Март

2 неделя

Праздник 8 марта.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе родственных слов;

- упражнять в подборе признаков к предметам;

- развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

Март

3 неделя

Профессии.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;

- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;

- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Март

4 неделя

Наша пища.

Коррекционно-образовательная:

- учить детей выделять общий признак, развивать умение обобщать.

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, воображение, мышление детей;

- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме;

- упражнять в составлении предложений, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах.         

Март

5 неделя

День оленевода.

Коррекционно-образовательная:

-познакомить детей с профессией оленевода,

- закрепить знания детей о значении оленя для тундровых ненцев, о национальной одежде.

-учить составлять рассказы на заданную тему; словарь и грамматика: закрепить умение детей использовать в речи разные виды предложений, обогащать речь глаголами.

Создать эмоциональную основу положительного отношения и уважения к труду оленевода.

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, воображение, мышление детей;

- упражнять в составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение к труду, расширять представления о значении труда взрослых.

Апрель

1 неделя

Откуда хлеб пришел?

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;

- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;

- упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

Апрель

2 неделя

Посуда

Коррекционно-образовательная:

- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

- учить классифицировать предметы посуды;

- активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Апрель

3 неделя

Мой дом

Коррекционно-образовательная:

- учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

- закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Апрель

4 неделя

Домашние животные и их детеныши

Коррекционно-образовательные:

- учить детей образовывать сложные слова;

- учить образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

- расширять словарь антонимов;

- активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- развивать словообразование и словоизменение.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Май

1 неделя

Наша страна. Мой родной край

Коррекционно-образовательная:

- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Май

2 неделя

Человек

Коррекционно-образовательная:

- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов;

- закреплять знания о назначении частей тела.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

Май

3 – 4 неделя

Итоговая диагностика состояния речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное лексико-тематическое планирование Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность) в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

Перспективноелексико-тематическоепланированиеХудожественно – эстетическое развитие(рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность)в старшей группе компенсирующей направленнос...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...

Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...