Тематическое планирование , тетрадь взаимосвязи с воспитателями и советы логопеда для родителей по лексической теме "Сад. Фрукты"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Зайцева Любовь Викторовна

В методической разработке содержится материал для написания тематического планирования, тетради взаимосвязи с воспитателями и оформления стенда советов логопеда на примере лексической темы " Сад. Фрукты" для старшей группы компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_i_planirovanie_leksicheskaya_tema_frukty.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НЕДЕЛИ «Сад. Фрукты»

Вид деятельности

Источник

Содержание

словарь

Нищева Н.В.

Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград

Глаголы – зреть, собирать, заготавливать

Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый

Наречия – вкусно, полезно.

Развитие речевых навыков

Нищева Н.В.

- Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт»

- преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» А,У

- плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1

- работа над интонационной выразительностью закреплять умение выразительно читать стихи

Артикуляционная гимнастика

картотека

«Индюк», «качели»,  «лошадка»,  «грибок», «гармошка», «чашечка»,  «фокус»,  «парус»,  «маляр»,  «бублик», «вкусное варенье», «почистим зубки» (по кругу), «автобус»  тшшш,  «мотоцикл» джжжж.

Причешем язычок и губки

Общая моторика с речью

картотека

В саду фруктовом яблоня     машут руками над головой

Посажена была                             сажают яблоню

Она цветами белыми                 руки вверх бутоны

Весною расцвела                          раскрытый цветок

Следил наш старый дедушка       изображают дедушку с палочкой

Известный садовод

Чтоб наливала яблоня                 машут руками над головой

Румяный сладкий плод                 пощипывают щеки

Пальчиковая гимнастика

картотека

«Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой   руки мешают.

  Загибают пальчики по одному,  начиная с большого.

Опять варят и мешают

Графические навыки

Нищева Н.В.

Обведи и раскрась грушу

Психические процессы

Дидактические игры

Лото, «что перепутал художник», «четвертый лишний» , «собери кубики» и  «пазлы», «узнай по тени»  , «волшебный мешочек»

Слоговая структура

Большакова С.Е. , Травкина

Четкое проговаривание предложений со словами 3 класса

Прохлопай слова ( по лексической теме и слоговых классов)

ЛГ  ФС

Нищева Н.В

Поймай слово»

«Слушай, повторяй»  *на-да-та.  (Н-Д-Т)

«Что лишнее»

СР

1.Нищева Н.В.

2.Арбекова Н.Е.

3.Бардышева Т.Ю.

Составление описательного рассказа.

Составление рассказа цепной структуры

ОГ

Гомзяк О.С.

Звук У

Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе

Определи  первый звук в слове

Подбери слова на заданный звук

Поймай звук

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

              ЛЕКСИЧЕКАЯ   ТЕМА: «Фрукты»

Направление

Содержание

Словарь

Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград

Глаголы – зреть, собирать, заготавливать

Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый

Наречия – вкусно, полезно.

Артикуляционная гимнастика

 «Индюк», «качели»,  «лошадка»,  «грибок», «гармошка», «чашечка»,  «фокус»,  «парус»,  «маляр»,  «бублик», «вкусное варенье», «почистим зубки» (по кругу), «автобус»  тшшш,  «мотоцикл» джжжж.

Причешем язычок и губки

развитие речевых навыков

- Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт»

- преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» А,У

- плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1

- работа над интонационной выразительностью закреплять умение выразительно читать стихи

-слуховое внимание и фонематический слух

 «Поймай слово»

«Слушай, повторяй»  *на-да-та.  (Н-Д-Т)

«Что лишнее»

Пальчиковая Гимнастика

«Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой   руки мешают.

  Загибают пальчики по одному,  начиная с большого.

Опять варят и мешают

Речь с движением

В саду фруктовом яблоня     машут руками над головой

Посажена была                             сажают яблоню

Она цветами белыми                 руки вверх бутоны

Весною расцвела                          раскрытый цветок

Следил наш старый дедушка       изображают дедушку с палочкой

Известный садовод

Чтоб наливала яблоня                 машут руками над головой

Румяный сладкий плод                 пощипывают щеки

Слоговая структура

Четкое проговаривание предложений со словами 3 класса

Прохлопай слова ( по лексической теме и слоговых классов)

Обучение грамоте

Звук У

Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе

Определи  первый звук в слове

Подбери слова на заданный звук

Поймай звук

Грамматический строй речи

Используя словарь по лексической теме поиграть в речевые игры используя список рекомендуемых игр  + использование пособий Н.С. Руслановой, Н. Э. Теремковой , З.Е. Агранович

Связная речь

 Составление рассказа по мнемотаблице  и рассказов описаний по альбому Арбековой Н.Е и Теремковой Н.Э.

Составление сравнительного рассказа

Отгадывание и составление загадок

Путаница    

Психические процессы

«Зашумованные картинки», Лото, «что перепутал художник», «четвертый лишний» , «собери кубики» и  «пазлы», «узнай по тени»  , «волшебный мешочек», «мемо», «ассоциации», «что изменилось», «что спряталось», «что из чего», «что сначала, что потом»

1.«Назови ласково».http://raskraski.link/uploads/7/8/6/7869-raskraska-Dve-krasivie-spelie-zelenie-grushi-raskraska.gif

Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один - много». 

 Персик – персики – много персиков т.д.

3. «Счет фруктов». 

Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

4. «Подбери признак ». 

Мандарин (какой?) –  сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

5. «Назови сок и варенье». 

Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из  лимонов (какое?) – лимонное  и т.д. с названиями остальных фруктов.

8. «Назови, какое дерево? И что на нём растёт». 

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоки.

Дерево с грушами  – грушевое - груши

Дерево со сливами – сливовое – сливы.

Дерево с персиками – персиковое – персики.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикосы.

9.  «Четвертый лишний». 

Персик, хурма, репа, банан;  

лимон, малина, абрикос, вишня;

 огурец, тыква, чеснок, яблоко.

10.  «Скажи наоборот». 

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11.  Составить описательный рассказ про фрукты по плану:

Что это?

Это овощ или фрукт?                                      https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=1885e41d6590889f&mb=imgdb_preview_60

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УГОЛКА

в раздевалке  ( для родителей)

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА  ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «Фрукты»

Направление

Содержание

Словарь

Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград

Глаголы – зреть, собирать, заготавливать

Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый

Наречия – вкусно, полезно.

развитие речевых навыков

- Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт»

- преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» поем А,У

- плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1

-слуховое внимание и фонематический слух

 «Поймай слово»

«Слушай, повторяй»  *на-да-та.  (Н-Д-Т)

«Что лишнее»

«Прохлопай слова по слогам»

Пальчиковая Гимнастика

«Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой   руки мешают.

  Загибают пальчики по одному,  начиная с большого.

Опять варят и мешают

Обучение грамоте

Звук У

Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе

Подбери слова на заданный звук

Поймай звук

Связная речь

 Составление описательных рассказов

Составление сравнительного рассказа

Отгадывание и составление загадок  

Психические процессы

 «что перепутал художник», «четвертый лишний», лото «собери пазлы», «узнай по тени», «волшебный мешочек»,

1.«Назови ласково».http://raskraski.link/uploads/7/8/6/7869-raskraska-Dve-krasivie-spelie-zelenie-grushi-raskraska.gif

Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один - много». 

 Персик – персики – много персиков т.д.

3. «Счет фруктов». 

Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

4. «Подбери признак ». 

Мандарин (какой?) –  сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

5. «Назови сок и варенье». 

Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из  лимонов (какое?) – лимонное  и т.д. с названиями остальных фруктов.

8. «Назови, какое дерево? И что на нём растёт». 

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоки.

Дерево с грушами  – грушевое - груши

Дерево со сливами – сливовое – сливы.

Дерево с персиками – персиковое – персики.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикосы.

9.  «Четвертый лишний». 

Персик, хурма, репа, банан;  

лимон, малина, абрикос, вишня;

 огурец, тыква, чеснок, яблоко.

10.  «Скажи наоборот». 

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11.  Составить описательный рассказ про фрукты по плану:

Что это?

Это овощ или фрукт?                                      https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=1885e41d6590889f&mb=imgdb_preview_60

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Бланк  заданий для воспитателей по индивидуальной работе в вечернее время

Ф.И ребенка / лексическая      

                                    тема

Овладение материалами по лексической теме (ЛГ, СР,ОГ)

(указываем  что не получается)

Артикуляционная моторика,

дыхательная и мимическая гимнастика

Автоматизация\ дифференциация  

                         звуков

слоговая структура слов

  Примечание  (по звукопроизношению)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование индивидуальной организационной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Этот материал подробно раскрываеи всё этапы логопедической работы, напрвления работы и расчет времени на каждого ребенка отдельно и всех (25) детей в целом, что помогает детально планировать свою лого...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта...

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты. Сад"

Рекомендации для родителей по лексической теме "Фрукты. Сад"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты"

Данный материал содержит рекомендации для родителей в рамках лексической темы " Фрукты" по формированию  лексико - грааматических  категорий у детей с нарушениями речи....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Фрукты"

Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по пройденной лексической теме....