Консультация для воспитателей Развитие фонематического слуха у детей 3-7 лет.
консультация по логопедии

Зайцева Любовь Викторовна

фонематический слух

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_s_vospitatelyami.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие фонематического слуха у детей 3-7 лет.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.  У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

•  способность слышать есть данный звук в слове или нет;

•  способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные         в         разной         последовательности;

•  способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития         восприятия       звуков        речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.

К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо         воспроизводить         звукослоговую         структуру         слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Для начала, надо потренироваться с ребёнком  выделять  и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как – гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) звуки.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Выдели слово»

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Эхо»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ и повторить звук. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или | и |. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: У-у-удочка. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

 «Шутки – минутки»        

Взрослый читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры : Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.

  «Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением         звуко        системы         речи.

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.

  Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом      стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.

Волкова Л.С. Логопедия.[Текст]: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. [Текст]: Методическое пособие/ Дурова Н.В.  - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с

Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.

Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / Казанская В.Л. Шматко Н.Д.//Дефектология,- 2002г,- №5- с 75 -86

Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет!/ Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А.// Начальная школа, -2002,- №4,- с.45-50.

Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения.[Текст]: учебное пособие/ Семенкова Т.В.- М., 2000г.

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах комбинированной и компенсирующей направленности с детьми с ТНР в ДОУ.

Наше  ДОУ является детским садом комбинированного вида. В нем проводится коррекционно-развивающая  логопедическая работа. Учитель-логопед  систематически проводит работу в группах .Успех коррекционной логопедической работы с детьми  во многом зависит от слаженного взаимодействия   логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей у нас проводится правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач у нас решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Вместе с тем четко устанавливаются функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого - воспитатели обязательно присутствуют  на фронтальных занятиях  учителя-логопеда, а логопед, в свою очередь,  посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателю. Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду.  Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, в то  время как  воспитатель занимается их закреплением. И повторюсь, что эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от характера взаимодействия  работы логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателем логопед осуществляет в разных формах. Это проведение фронтальных занятий логопедом с присутствием на них воспитателя; обсуждение методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение предметно-развивающего пространства в группе; а также еженедельные задания, которые отображаются в тетради взаимосвязи педагогов.  К еженедельным заданиям относятся индивидуальная работа, проведение дидактических, пальчиковых, подвижных игр и упражнений, артикуляционной гимнастики и чтение детям рекомендуемой логопедом художественной  литературы.

     Воспитатель ведет постоянное активное общение с детьми,  отвечая на все вопросы детей,  побуждая к познавательному общению во время прогулок, беседуя по поводу прочитанного и т. д.  Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем.  Систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним. Кроме этого воспитатель  проводит работу по обогащению, накоплению  и активизации словаря по той или иной лексической теме. Развивает умения  использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи. Закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы, работает над развитием связной речи детей.

Ежедневно предъявляет детям образцы правильной литературной речи, например,  речевой этикет. Обогащает речь пословицами, поговорками, стихами, прослушиванием  аудиозаписей литературных произведений в исполнении артистов   и   профессиональных чтецов  и чтением художественной литературы. Организует и проводит специальные речевые, дидактические игры и игры тренажеры на улучшение звукопроизношения. К таким играм относится игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, игры для фонематического восприятия, игры для развития мелкой моторики, игры по обучению грамоте, игры на совершенствование грамматического строя речи, игры по обогащению словаря и игры для развития связанной речи.  Поощряет детское словесное творчество (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.).

   Педагогический процесс  в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

   Учитель-логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата, так же вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными, автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение,  стихи). В то время  воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. Закрепляет в игровой форме поставленный логопедом звук, положения и движения органов артикуляционного аппарата, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой и дидактический материал, рекомендуемый логопедом. В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего  фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен  пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемые логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

Сделаем вывод:

   Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя  и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Консультация для воспитателей « Зачем нужны пальчиковые игры?»

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

С детьми более старшего возраста пальчиковая гимнастика соответствует лексической теме

Проводите занятия весело, «не замечайте», если ребенок на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей 3-7 лет."

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.  Предлагаются игры  для РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации представлены методы и приемы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....