«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ» (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
консультация по логопедии (старшая группа)

Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития. Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств. В консультации для родителей детей с речевыми нарушениями выделяются условия для нормального формирования речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam.docx59.95 КБ

Предварительный просмотр:

«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 rebenok ne govorit v 2 goda

Речь - высшая, самая сложная и  главная психическая функция. Человек  приобретает знания и передает их посредством речи. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью - без нее невозможно активное общение. Речь является основным механизмом мышления. Овладение ребенком речью создает предпосылки специфических социальных контактов, способствуют осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Наличие речевых расстройств и тем более, полное отсутствие речи у ребенка обычно сказывается на всем его психическом развитии, отрицательно влияют на формирование характера, приводят к отклонениям в его поведении, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Ход психического развития замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и в дальнейшем при выборе профессии и устройстве личной жизни.

Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития. Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.

Речь развивается при определенных условиях:

  • сохранность центральной нервной системы (от ствола мозга до речевых центров коры полушарий) ;
  • достаточные условия для созревания ЦНС (в том числе и режим сна);
  • сохранность слуха; (полноценный слух – важное условие формирования фонематического слуха);
  • сохранность строения органов речи (особенно артикуляционного аппарата);
  • сохранность иннервации речевого аппарата;
  • сохранность зрения;
  • наличие полноценной речевой среды с первых дней жизни;
  • достаточный уровень развития моторной сферы (общей моторики, ручного праксиса(ручной умелости), артикуляционной моторики);
  • достаточный уровень развития физиологического и речевого дыхания;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативной деятельности;
  • ребенок должен быть психически здоров и обладать достаточной психической активностью;
  • ребенок должен быть соматически здоров.

Если хоть одно из этих условий нарушается, то начинается сбой в формировании языкового чутья и развитии речи. Поэтому, если у ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития, помощи одного логопеда чаще всего недостаточно. Например, можно очень долго водить ребенка на занятия к логопеду, но не получать результата, потому что у ребенка проблемы с речью из-за нарушения коммуникативной деятельности (он просто не хочет/не умеет общаться).

Важно начинать работу с диагностики уровня и причин задержки речевого развития, а затем создавать условия для правильного развития речи. Для этого может потребоваться помощь ряда специалистов: психолога, дефектолога, невролога, ЛОРа и других.

Самое главное условие – сохранность  центральной нервной системыи условия необходимые для ее роста и созревания. Именно она отвечает за развитие речевой деятельности. Могу сказать, что уже по первому крику ребенка, по тому, как он рождается, можно определить, будут ли у него в дальнейшем проблемы с развитием языка и речи или нет. Если были трудные роды, асфиксия, внутриутробное кислородное голодание плода, то нервная система малыша нуждается в дополнительном стимулировании. Здесь главное – не упустить время. Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и  лекарства, питающие клетки мозга. 

Еще одно наиважнейшее условие: сон.  Продуктивный сон обеспечивает человеку гормон мелатонин, который имеет довольно много важных свойств, позволяющих поддерживать нормальную жизнедеятельность организма. Он у ребенка вырабатывается только в определенное время – примерно с 20 до 22 часов. Мелатонин обеспечивает фазу медленного сна, а в фазе медленного сна растет и зреет кора головного мозга, в которой находятся, в том числе, и наши речевые зоны. Так что, если ребенок не разговаривает к определенному возрасту, обратите внимание на то, во сколько он ложится спать и как спит. Важно еще знать, что в организме мелатонин не накапливается,  выспаться на несколько дней вперед и запастись им невозможно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров и развивался в соответствии с возрастными нормами, укладывайте ребенка не позже 21 часа. Да, ритм жизни изменился, но, обратите внимание, «Спокойной ночи, малыши» вот уже несколько десятилетий начинаются в одно и то же время – 20.30, не позже. Это говорит о том, что передача создавалась и транслируется в эфир с учетом детской физиологии. Если ребенок ложится спать поздно,  его центральная нервная система зреет медленно, происходит задержка всех функций организма. В том числе и речевой. 

     Следующее условие нормального развития речи - сохранность иннервации. Каждая клеточка нашего организма управляется мозгом, именно оттуда в нее поступает нервный импульс. Эти нервные импульсы поступают в мышцы, участвующие в произношении. По каким - то причинам сигналы могут быть неточными, мышцы не успевают вовремя отреагировать, происходит задержка произношения. В этом случае ребенку потребуется  консультация невролога и  выполнение его рекомендаций.

     Существуют и социальные факторы, лишающие детей желания начать говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку, когда ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро и неразборчиво, что малыш не успевает выделить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого. Как ни странно это звучит, но развитию речи может помешать гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи – ведь  их и так прекрасно понимают, без слов! Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Не нужно заставлять малыша повторять одни и те же слова и фразы, когда он к этому не готов! Это вызовет у него негативное отношение к речи и речевой коммуникации. 

        К проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка – например, постоянно включенный телевизор. Картинка, знакомая многим – ребенок сидит и часами смотрит мультики, а родители заняты каждый своим делом. Потом мы удивляемся, почему ребенок не говорит до 4 лет. Экранная речь не требует от него ответной реакции, она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей, детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, потрогать, рассмотреть со всех сторон. Манипулирование этими предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. Развивать мелкую моторику можно практически с появления малыша на свет – массировать его пальцы, играть с ним в пальчиковые игры, например в «сороку - белобоку», которая «кашку варила – деток кормила». Удивительно, но получается, наши предки, не владея глубокими научными знаниями, играя с малышами в эту игру, понимали что, развивая пальчики, ребенок развивает речь. Очень полезны игры с различными крупами. Например, можно разместить в небольшую кастрюлю горох или фасоль, и предложить ребенку пошевелить в крупе ручками, перекладывать горох из чашки в чашку пальчиками. Для развития речи полезны занятия лепкой из любого материала – пластилина, глины или теста. Чем больше родители общаются со своим малышом, чем чаще они применяют в игре развивающие упражнения – тем больше вероятности, что ребенок быстрее и лучше заговорит.

       Еще один момент: общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. И на одном уровне с ребенком,лицо в лицо. Чтобы он знал, что с ним говорят и видел, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков. Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают малышу сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное.

      Родители должны начать беспокоиться, если в 3 месяца  ребенок не реагирует на обращение матери, не улыбается ей, не лепечет в 6 месяцев, не может в 1,5 года произнести простых слов и выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне». В 2 года малыш должен произносить более-менее правильно около 300 слов, а также знать и говорить свое имя, строить короткие фразы (предложения). Должно насторожить, если в 3 года ребенок говорит непонятно даже для вас, не понимает объяснений, у малыша трудности с жеванием. Естественно, приведенные нормы относительны – у  всех детей разный характер и разные условия воспитания. Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к соответствующему специалисту. Чем раньше будет начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

 Для того чтобы составить предварительное мнение о речи ребенка, можно использовать общепринятые стандарты развития речи:

  • около 2 месяцев появляется «гуление» и к началу 3 месяца «лепет» (агу-агу, тя-тя, ба-ба);
  • с 6 месяцев путем подражания за взрослыми произносит отдельные слоги;
  • с 10-11 месяцев произносит первые слова-обозначения. По слову взрослого выполняет знакомые ему действия «Покачай лялю» и т.д.;
  • к 12 месяцам понимает по слову (без жеста) несколько разученных ранее имен окружающих, названий предметов и действий. Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет, произносит, осмыслено в пределах 10 слов;
  • от 1 года до 1,6 года запас слов около 30. Понимание быстро растет, выполняет простые словесные поручения («принеси мишку»). Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям, говорит отдельными словами, имеющими значение предложения, дополняет эмоционально выразительными жестами, мимикой и интонацией;
  • от 1,6 года до 2 лет словарь употребляемых слов увеличивается до 300. Начинает употреблять 2-3 составные предложения. В словах появляются грамматические изменения, речь становится средством общения и эмоционально выразительной.
  • к 3 годам может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы, которых ранее непосредственно воспринимались ребенком. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) до 1200-1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывочными, произношение становится правильное (за исключением шипящих «л», «р»);
  • в 4 года пользуется в речи простыми и сложными предложениями грамматически правильно оформленными, заканчивается формирование правильного произношения;
  • в 5 лет пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пересказывает сказку (рассказ) без дополнительных вопросов, дифференцирует все звуки.

Когда развитие речи отличается от этих норм необходимо обратиться к специалистам (логопеду, психиатру, неврологу, сурдологу). Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.

Очень важно родителям и близким ребенка вовремя отследить нарушения языкового развития. Определить их можно в случаях, если:

  • 2 -3 месячный ребенок никому не улыбается;
  • ребенку около года, а он не понимает речь или жесты;
  • ребенок в возрасте 18 месяцев не произносит осмысленных звуков;
  • родители отмечают трудности в установлении контакта со своим ребенком;
  • ребенок в возрасте 1 -3 лет не обращает внимания на то, что говорят другие;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет никогда не спрашивает названий чего-либо;
  • 3-х летний ребенок называет только предметы и действия и никогда не выражает в своей речи что-либо еще;
  • ребенок не использует язык (речь, жест) при общении с другими людьми, это общение кажется неосмысленным или по механизму «эха» (эхолалии);
  • 3-х летний ребенок использует только 1-2 словные предложения;
  • ребенок до 3-х лет редко спрашивает «Почему?».

Для правильного речевого развития необходимо правильное развитие органов ротовойполости ребенка. Мама сама может определить симптомы, указывающие на проблемы в этой сфере:

  • если у ребенка нарушено глотание, жевание или сосание;
  • если были трудности при переходе ребенка от жидкой пищи к твердой;
  • если ребенок постоянно пускает слюни (т.е. почти нет или недостаточно развито произвольное глотание;
  • если есть расщелина верхней губы, челюсти, нёба и другие органические нарушения в полости рта;
  • если ребенок постоянно или часто держит рот открытым;
  • если поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости (сосание пальца, затруднённое глотание, дыхание ртом) влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка, нёба;
  • если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушения движений языка, губ;
  • если у ребенка психомоторная задержка.

Еще одна причина обращения к логопеду являются нарушения процесса слушания.

Причины нарушения умения слушать:

  • потеря слуха;
  • гиперактивность;
  • проблемы с пониманием слов;
  • плохой контакт родителей с ребенком, т.е. педагогические проблемы;
  • эмоциональные проблемы;
  • задержка психомоторного развития.

Признаки необходимости обследования слуха у ребенка:

  • неадекватно реагирует на звуки или разговорную речь;
  • недостаточно активен в общении, избегает его;
  • не любит занятия, связанные с разговорами, пением, чтением вслух, стремится быть один;
  • часто пугается, когда слышит даже знакомые звуки;
  • не может определить источник звука, если позовут из другой комнаты;
  • его вокализации монотонны, невыразительны в период лепета, и позднее, когда он начинает произносить предложения;
  • вокализации развиваются до 9 месяцев, затем развитие останавливается;
  • имеет задержку речевого развития;
  • имеет артикуляционные нарушения, часто в сочетании с языковыми нарушениями;
  • имеет нарушение концентрации внимания, двигательнорасторможен.

Нередко в замедленном развитии речи у ребенка виноваты сами родители: недостаток внимания или неправильное воспитание обязательно сказываются на этом ключевом навыке. Узнайте о типичных ошибках и проверьте себя: делаете ли вы так же всегда или хотя бы время от времени? А ведь, возможно, именно из-за этого ваш ребенок все еще не может заговорить.

 1. Ребенок ложится спать позже девяти вечера

Как это связано с развитием речи? Вы удивитесь, но напрямую. Режим сна – один из важнейших факторов развития центральной нервной системы. Наш организм вырабатывает гормон мелатонин, обеспечивающий фазу медленного сна, только с 20 до 22 часов, а именно в этой фазе у детей развивается кора головного мозга, и в том числе речевые зоны. Мелатонин не накапливается в организме, так что без продуктивного здорового сна о речи, простите за каламбур, не может быть и речи. Для нормального развития ребенок должен ложиться не позже 21 часа и соблюдение этого режима – на совести родителей.

2. Вы проявляете слишком мало или слишком много внимания к ребенку

Если детям не с кем разговаривать, то и речевые навыки у них не развиваются. Однако и гиперопека ничем не лучше. Помимо того, что она превращает ребенка в капризное и изнеженное создание с неустойчивой психикой, такая забота вредна и для развития речи: зачем чаду утруждать себя словами, когда его желания и так понимают по одному лишь кивку головы?

3. Вы разговариваете слишком быстро и неразборчиво

Молодые мамочки в общении друг с другом могут говорить со скоростью хорошего пулемета, но для детей такой темп совершенно не подходит. Малышу нужно научиться вычленять из потока речи отдельные слова и понимать их, а для этого недостаточно просто посюсюкать с ребенком несколько раз в день. Общение должно быть «на равных»: лицо взрослого – на одном уровне с лицом ребенка, слова произносятся четко и не спеша, чтобы малыш видел, что с ним говорят, и мог запоминать движения губ – это поможет в освоении произношения отдельных звуков.

4. Вы постоянно просите ребенка повторять за вами

«Скажи «собака», «со-ба-ка», - терпеливо учит мать ребенка. И поступает совершенно неверно. Не нужно превращать и без того непростой процесс развития речи в пытку для малыша, заставляя его раз за разом повторять одни и те же слова или фразы – иначе негативное отношение к речевой коммуникации гарантировано. В конце концов, повторение всегда можно превратить в интересную игру: например, во время прогулок по улице называть предметы или цвета, которые попадаются на глаза. Такое обучение, конечно, потребует от родителей больше усилий, чем «зубрежка», зато будет в радость детям.

5. В вашем доме все время работает телевизор

При обучении речи посторонние звуки мешают и отвлекают, так что, беседуя со своим чадом, потрудитесь выключить телевизор и радио – и уж тем более не стоит оставлять малыша сутки напролет смотреть мультфильмы. Экранная речь не требует от детей ответной реакции, стало быть, и учиться говорить становится незачем.

6. Ваш ребенок часто играет с планшетом или смартфоном, вместо того, чтобы играть с вами

Виртуальную реальность не могут здраво воспринимать многие взрослые, что уж говорить о детях. Даже хорошие развивающие компьютерные игры не заменят реальных предметов и ситуаций, ведь малыш учится на собственном опыте, ему нужно все потрогать и рассмотреть. С речью то же самое: слова, используемые родителями в разговоре, запоминаются быстрее. Кроме того, на развитие речевых навыков и мышления в целом благоприятно влияет развитие мелкой моторики. «Пальчиковые» игры, «сорока-белобока», перебирание и перекладывание разных по размеру предметов (например, круп) и игры с ними, лепка – все это поможет малышу заговорить быстрее и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хороший слух - залог правильного развития речи" (Консультация для родителей детей с ОНР)

      Ваш малыш плохо разговаривает? Его часто не понимает даже бабушка?  А вы уверены, что он хорошо вас слышит?        Слух – это важне...

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»...

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....