Типичные ошибки детей и родителей, возникающих в процессе подготовки к обучению грамоте
статья по логопедии (подготовительная группа)

В статье рассматриваются ошибки родителей при обучении детей грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типичные ошибки детей и родителей, возникающих в процессе подготовки к обучению грамоте.

        Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного овладения чтением и письмом.                                                                                  Поэтому проблема формирования фонематических процессов у дошкольников является актуальной, так как  так как достаточно высокое их развитие положительно влияет на становление всей речевой системы,  предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом  строе речи имеют недоразвитие фонематических процессов, оно проявляется:  

- в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ,  Б-Б, З-Ж и.т.д);

- неумении определить место звука в словах и слогах; количество и последовательность слов в предложении;

- невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или слов с заданным звуком.

Именно такие нарушения остаются незамеченными,  и дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Ещё хотелось бы остановиться на самых распространённых ошибках, допускаемых   взрослыми, при обучении детей чтению, которые также приводят к нарушениям письменной речи.

В основе обучения чтению - лежит не буква, а звук.

Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, т.е. у ребёнка должны быть достаточно развиты фонематические процессы.

На протяжении всего периода обучения  следует называть и звуки и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит звук. Возьмём, к примеру звук [М] И произнесём отрывисто: М! и букву необходимо называть так же. Ни в коем случае не ЭМ!, ведь говоря ЭМ!, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! и только после этого читает слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтения – это чтение по слогам (конечно на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит какая буква следующая: МММА. Одновременно ребёнок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Важно, чтобы он не останавливался после первой буквы и прочёл слитно слог.

Но если не учитывать всё выше сказанное, то это приведёт к следующим типичным ошибкам при чтении и письме:

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых – мягких;  звонких – глухих);

- побуквенное чтение (Р,Ы,Б,А);

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

- Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, перестановки слогов;

- орфографические ошибки.

И в конце хотелось бы отметить, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса подготовки к обучению грамоте детей 6-летнего возраста без проблем речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи III уровня

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Подготовка к обучению грамоте  имеет большое значение в коррекционно...

презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".

обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...