ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Боровкова Ирина Валентиновна

Пояснительная записка

В отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, формирующий у занимающихся детей богатство эстетического чувства.

Данные методические разработки логоритмических занятий направлены на развитие и коррекцию речевой функциональной системы детей с учётом особенностей личности и поведения.

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ

В основе логоритмических занятий лежит комплексно - игровой метод. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их  в форме сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.    

Сюжетно - тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате логоритмических занятий знания лучше усваиваются.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий в условиях детского сада способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных возможностей детей.

Значение ритмического и логоритмического воздействия очень велико. Необходимо выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Логопедическая  ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, способствует тренировке, подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Она развивает внимание, память (зрительную, слуховую, моторную, логическую) и может быть использована как психотерапевтический метод (музыкальная терапия).

Логоритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание детей.

Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора. Различные формы и средства движений изменяют общую реакцию организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

 

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

- логопедическую гимнастику

- комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

-упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга;

-фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани, привития навыков речевого дыхания;

-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

-музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

-мело и ритмодекламации для координации слуха, речи и движения;

-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы;

- упражнения для развития воображения и ассоциативно – образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ       

Основной целью программы является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у дошкольников с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и  устранение речевых нарушений.

Задачи:

- развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), творческих способностей детей,

- воспитание нравственно – эстетических и этических чувств.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ         Сюжетно - тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ                                                                                           Данная программа рассчитана на детей средней возрастной группы (4-5 лет). Срок реализации программы 1 год.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

К концу учебного года дети должны:

- эмоционально раскрепоститься, развить чувство эмпатии, приобрести коммуникативные навыки в совместных играх и танцах;

- укрепить гортань и привить навык речевого дыхания с помощью фонопедических упражнений;

- укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата (выполнять комплекс логопедической гимнастики) для дальнейшей автоматизации и дифференциации звуков;

- приобрести вокально – артикуляционные навыки для развития певческих данных и дыхания;

- уметь выполнять движения совместно с речью (координация речи и движения), выполнять упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- развивать слуховую память, воображение;

- выполнять пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- выполнять упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В конце года проводятся открытые занятия.                                                     Занятия проводятся с 1 октября по 30 апреля (56 занятий).

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

 

п/п

Тема занятий

Месяц

Количество занятий

  1.  

Цыпленок и его семья

Октябрь

2

  1.  

История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали

 

2

  1.  

Белая козочка

 

2

  1.  

У кошки День рождения

 

2

  1.  

Лесные звезды

Ноябрь

2

  1.  

Зайка-огородник

 

2

  1.  

Любимое кушанье

 

2

  1.  

Дорога на мельницу

 

2

  1.  

Про Мурочку- Мурысоньку

Декабрь

2

  1.  

Мурка в город собирается

 

2

  1.  

Как Мурочка деда Мороза будила

 

2

  1.  

Дед Мороз

 

2

  1.  

Снегурочка на новогодней елке в лесу

Январь

2

  1.  

Волчья песня

 

2

  1.  

Петушок

 

2

  1.  

Лисичка со скалочкой

 

2

  1.  

Петух и собака

Февраль

2

  1.  

Бременские музыканты

 

2

  1.  

Возьми меня с собой

 

2

  1.  

А что у вас?

 

1

  1.  

Вот так мастера

 

1

  1.  

Как стать большим?

 

2

  1.  

Даша и Маша

Март

2

  1.  

Горшочек каши

 

2

  1.  

Как мышонок стал трудолюбивым

 

2

  1.  

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку

 

2

  1.  

Чьи это ушки?

Апрель

2

  1.  

История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти

 

2

  1.  

Красный фонарик

 

2

 

 

  ИТОГО:

56

             

 

 

Примерное тематическое планирование.

 

                                               ОКТЯБРЬ.

 

 1 неделя (два занятия)

«Цыпленок и его семья»

Цель: - активизировать знания детей по теме «Осень»,

          - вызывать эмоциональный отклик детей на поэтические

            тексты печального, грустного характера,

          - развивать слуховое внимание детей,

          - развивать общую и тонкую моторику,

          - учить правильно и ритмично двигаться пружинистым

            бегом, кружиться парами, передавать в движениях смену

            частей музыкального произведения.

Оборудование:

Презентация к сказке, музыкальная  подборка треков, шапочки Петушка, Курочки, Кошки и Цыпленка.

Используемый репертуар:

Музыкально - ритмическая разминка

Двигательное упр. «Мчится поезд».

Чистоговорка «Я на жердочке сижу»

Логопедическая гимнастика

Речь с движением «Петушок»

Пальчиковая игра «Курица»

Песня «Хохлатка»

Игра «Кошка и цыплята»

Релаксация

 

2 неделя (два занятия)

«История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали»

Цель: - развитие общей координации движений, артикуляционной

            моторики, тонкой моторики,

           - развитие слухового внимания,

           - развитие мышечного тонуса,

           - работа над мимикой лица,

           - учить выполнять имитационные движения в соответствии

              с характером музыки.

Оборудование:

Презентация к сказке,  подборка музыкальных треков, шапочки Петуха, Курицы, Кошки и Цыпленка.

Используемый репертуар:

Музыкально-ритмическая разминка

Двигательное упр. «Мчится поезд»

Речь с движением «Петушок»

Пальчиковая игра «Улитка»

Р.н.п. «Кукушечка»

Двигательное упр. «Мы- птички»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (С-СЬ)

Нем нар. песня «Хохлатка»

Пальчиковая игра «Курица»

Игра «Кошка и цыплята»

Релаксация

           

 

3 неделя (два занятия)

«Белая козочка»

Цель: - развитие слухового, общего внимания,

          - развитие общей моторики, тонкой моторики,

          - развитие артикуляционной моторики,

          - работа над дыханием,

          - работа над мимикой лица,

          - учить двигаться в соответствии с характером музыки,

             выполнять имитационные движения,

          - координация речи и движений.

Оборудование:

Презентация, подборка музыкальных треков, шапочки Козочки, Петушка, Курочки.

Используемый репертуар:

 Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Двигательное упражнение «Мчится поезд»

Логопедическое упражнение «Поезд»

Пальчиковая игра «Улитка»

Двигательное упражнение «Козочка»

Игра на внимание «Бабочка»

Немецкая народная песня «Хохлатка»

Русская народная песня «Кукушечка»

Двигательное упражнение «Мы –птички»

Чистоговорка (К-КЬ)

Речь с движением «Петушок»

Пальчиковая игра «Курица»

Релаксация

 

           

4 неделя (два занятия)»

«У Кошки День рождения» (По мотивам сказки В. Сутеева)

Цель: - работа над общей координацией движений,

          - работа над тонкой моторикой, дыханием,

          - работа над координацией  речи и движений,

          - учить выполнять имитационные движения в соответствии

             с характером музыки.

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочки Собачки, Курочки, Цыпленка, Кошки.

Используемый репертуар:

 Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнение на развитие координации речи и движения «Киска»

Двигательное упражнение «Мы-птички»

Музыкальная игра «Птички и собачка»

Русская народная песня «Кукушечка»

Логопедическая гимнастика

Ритмическая игра «Барашек»

Чистоговорка (Д-ДЬ)

Речь с движением «Петушок»

Немецкая народная песня «Хохлатка»

Игра «Кошка и цыплята»

Скороговорка «Щенок»

Игра «Шел Молчан»

 

НОЯБРЬ

 

1 неделя (два занятия)

«Лесные звезды»

Цель: - развитие общей моторики, координации речи и движений,

           - развитие  памяти, внимания, мимики,

           - вызывать эмоциональный  отклик  детей на поэтические  тексты.

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, осенние листья, шапочки Кошки, Барашка.

Используемый репертуар:

 Координационно ритмическая игра « Здравствуйте!»

Упражнение на развитие координации речи и движения «Киска»

Ритмическая игра «Барашек»

Песня о дождике «Топ, сапожки»

Фонопедическое упражнение «Осенние листья»

Пальчиковая игра «Улитка»

Русская народная песня «Кукушечка»

Танец «Зайки»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (Д-ДЬ)

Песня об Осени

Релаксация

 

2 неделя (два занятия)

«Зайка-огородник»

Цель: - развитие общей моторики, координации речи и движений,

          - развитие мимики, внимания, памяти,

- воспитание и умение определять характер музыки,

  согласовывать её с движениями, слышать начало, окончание

 музыкальных фраз.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, муляжи овощей, шапочки Зайчонка, Барашка, Козочки, Ежа.

Используемый репертуар:

Координационно –ритмическая игра «Здравствуйте!»

Чистоговорка (Д-ДЬ) с движениями

Хоровод «Огородная-хороводная»

Ритмическое упражнение «Барашек»

Двигательное упражнение «Козочка»

Пальчиковая игра «Сосна»

Песня с движениями «Ежик и мыши»

Логопедическая гимнастика

Фонопедическое упражнение

Танец «Зайчики»

 

3 неделя (два занятия)

«Любимое кушанье»

Цель: - работа над координацией речи и движений,

- работа над развитием общей и тонкой моторики,

- развивать умение имитировать движение птиц,

- развивать слуховое внимание,

- развитие артикуляционной моторики,

- психо-мышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, муляжи овочей, шапочки Ежа, Лисы, бубен.

Используемый репертуар:

Координационно-ритмическая игра «Здравствуйте!»

Песня «Зайка»

Пальчиковая игра «Сосна»

Логопедическая гимнастика

Скороговорка  «Три сороки»

Упражнения на увеличение продолжительности выдоха

Песня с движениями «Ежик и мыши»

Чистоговорка «Пчелы»

Танец «Зайчики»

Игра на внимание «Погоня»

Хоровод «Огородная-хороводная»

4 неделя (1 занятие)

«Дорога на мельницу»

Цель: - развитие общей моторики, координации движений,

          -  работа над тонкой моторикой.

- воспитывать умение определять характер музыки,

  согласовывать ее с движениями,

- развитие внимания, памяти.

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочки Капусты, Моркови, Лука, муляжи овощей, руль для шофера.

Используемый репертуар:                                                                                                                                                                                                                                       Музыкально-ритмическая разминка

Музыкально – ритмическая разминка

Пальчиковая игра «Листопад»

Песня об Осени

Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

Игра на внимание «На коне-скакуне»

Песня «Огородная-хороводная»

Чистоговорка (Ш)

Пальчиковая игра «Сосна»

Песня «Зайка»

Логопедическая гимнастика на развитие подвижности нижней челюсти

Французская народная игра «Ленивый мельник»

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя  (2 занятия)

 «Про Мурочку-Мурысоньку»

Цель: - развитие общей моторики, координации речи и движений,

- развитие внимания, мимики,

- развитие артикуляционной,  тонкой моторики,

- развитие чувства сопереживания у героев сказки, смекалки.

- воспитание и умение определять характер музыки.

Оборудование:

 презентация к сказке,  подборка музыкальных треков, бумажные снежинки на ниточках, маленькая искусственная елочка.

Используемый репертуар:

Координационно - речевая игра «Здравствуйте!»

Английская народная песня «Зарядка»

Массаж рук «Умывалочка»

Чистоговорка (К-КЬ)

Логопедическая гимнастика

Песня о зиме

Упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревья»

Польская народная игра «На мельнице»

Французская игра «Ленивый мельник»

Песня «Зайка»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Двигательное упражнение «Зайки»

Речь с движением  «Мурочка-Снегурочка»

Новогодний хоровод

Релаксация                                                

 

  2 неделя (два занятия)

«Мурка в город собирается»

Цель: - развитие общей тонкой и артикуляционной моторики,

- работа над координацией речи и движений,

- развитие внимания, памяти,

- имитация движений походки петушка,

- развитие чувства взаимовыручки и сопереживания героям сказки.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, елочка, корзинка, шапочка Кошки.

Используемый репертуар:

Координационно-ритмическая игра «Здравствуйте»

Упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревья»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Песня о Зиме

Чистоговорка (К-КЬ)

Логопедическая гимнастика

Двигательное упражнение «Дорожка»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Пальчиковая игра «Елочка»

Новогодний хоровод

Речь с движением «Мурочка-Снегурочка»

Релаксация

 

 3 неделя (два занятия)

«Как Мурочка Деда Мороза будила»

Цель: - развитие речи и движений,

  -уметь образно передавать в движении содержание музыки, быстро     реагировать на динамические паузы,

- развитие общей и тонкой моторики,

- развитие внимания, игра на музыкальных инструментах,

- психомышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Медведя, шапочки зайчат, лисы.

Используемый репертуар:

Координационно-ритмическая игра «Здравствуйте»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Двигательное упражнение «Дорожка»

Упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревья»

Двигательное упражнение «Зайки»

Логопедическая гимнастика

Музыкальная игра «Догонялки с Мишкой»

Чистоговорка (Р-РЬ)

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Пальчиковая игра «Елочка»

Речь с движениями «Мурочка – Снегурочка»

Новогодний хоровод

 

 4 неделя (два занятия)

«Дед Мороз»

Цель: - развитие речи и движений,

-  развитие умения образно передавать в движении содержание музыки, быстро реагировать на динамические паузы,

- развитие тонкой моторики,

- развитие внимания, игра на музыкальных инструментах,

- психомышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Медведя, кастаньеты.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Речь с движениями «Как на горке снег»

Музыкальная игра «Догонялки с Мишкой»

Логопедическое упражнение «Лошадка»

Чистоговорка (Ц)

Песня о Деде Морозе

Фонопедическое упражнение «Зверюшки»

Двигательное упражнение «Дорожка»

Пальчиковая игра «Елочка»

Речь с движениями «Мурочка-Снегурочка»

Новогодний хоровод

 

ЯНВАРЬ

 

 1 неделя (два занятия)

«Снегурочка на новогодней елке в лесу»

Цель: - развитие речи и движений,

- уметь образно передавать в движении содержание музыки, быстро         реагировать на динамические паузы,

- развитие общей и тонкой моторики,

- развитие внимания, игра на музыкальных инструментах,

- психомышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Медведя.

Используемый репертуар:

Координационно – ритмическая игра «Здравствуйте!»

Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного продолжительного выдоха

Чистоговорка (К-КЬ)

Двигательное упражнение «Дорожка»

Логопедическая гимнастика на координацию движений языка, губ и выдоха

Пальчиковая игра «Елочка»

Елочный хоровод

Речь с движением «Как на горке снег»

Музыкальная игра «Догонялки с Мишкой»

Упражнение для рук «Маленькие снежи нки»

 Новогодний хоровод

 

 2 неделя (два занятия)

«Волчья песня»

Цель: - развитие координации речи и движений,

           - развитие общей, тонкой моторики,

           - развитие общего, слухового внимания, воображения,

           - развитие умения выразительно передавать содержание,

           - воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам                            

               игры.

           - укреплять дружеские доброжелательные отношения

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Медведя, елочка.

Используемый репертуар:

Координационно – ритмическая игра «Здравствуйте!»

Ритмическая разминка

Русская народная скороговорка «Наш Полкан»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Пальчиковая игра «Елочка»

Новогодний хоровод

 Речь с движением «Как на горке снег»

Музыкальная игра «Догонялки с Мишкой»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Логопедическая гимнастика

 

 3 неделя (два занятия)

« Петушок»

Цель: - передавать в движении содержание музыки, быстро реагировать на               динамические паузы,

            - развитие речи и движений,

            - развитие тонкой моторики,

            - развитие внимания, памяти,

            - психомышечная тренировка.

Оборудование:

 презентация к сказке, подборка музыкальных треков,

шапочка Курочки.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Речь с движением «Как на горке снег»

Координация речи и движения «Строим дом»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на координацию речи и движения «Хозяюшка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Упражнение на развитие внимания «Спасатели»

Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти

Чистоговорка (Ч)

Английская детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

Релаксация

            

 4 неделя (два занятия)

«Лисичка со скалочкой»

 Цель: - подводить к умению различать темповые изменения в музыке

  (ускорение, замедление) и отвечать на них своим движением,                                                          

- воспитывать выдержку, умение точно соблюдать правила игры,

- развитие общего и слухового внимания,

- развитие координации речи и движений,

- психомышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Курочки, Петуха.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Логопедическая разминка «Потягушки»

Речь с движениями «Как на горке снег»

Координация речи и движения «Строим дом»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Английская детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

Пальчиковая игра «Гусь»

Чистоговорка (С-СЬ)

Упражнение на координацию речи и движений «Хозяюшка»

Логопедическая гимнастика

Двигательные упражнения на развитие слухового внимания «Побежали»

 

ФЕВРАЛЬ

 1 неделя (два занятия)

«Петух да Собака»

Цель: - развитие артикуляционной моторики, правильной артикуляции           

  гласных звуков,

- закреплять певческие навыки,

- развитие координации речи и движений, тонкой моторики,

- умения четко передать движения животных, характер музыки,

- учить детей расслабляться.

Оборудование:

 презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Кота и Кота.

Используемый репертуар:

 Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Упражнение на координацию речи и движения «Хозяюшка»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Пальчиковая игра «Гусь»

Музыкальная игра «Мышеловка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Чистоговорка (Ж-Ш-Щ)

Хоровод «Будем маме помогать»

Упражнение на координацию речий и движения «Лиса»

Логопедическая гимнастика

Английская детская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

                                        

2 неделя (2 занятия)

«Бременские музыканты»

Цель: - развитие общего внимания, мышления,

- развитие общей и тонкой моторики,

- развитие дыхания, певческих навыков,

-развитие умения передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием,

- координация речи и движений.

- учить детей расслабляться, звукоподражание животным и птицам.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Кошки, Петуха, Лисы.

Используемый репертуар:

Логопедическая  гимнастика «Язычок»

Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»

Упражнение на координацию речи и движений «Хозяюшка»

Упражнение на развитие дыхания

Пальчиковая игра «Гусь»

Логопедическая гимнастика

Музыкальная игра «Мышеловка»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Координация речи и движений «Строим дом»

Координация речи и движений «Лиса»

Хоровод «Будем маме помогать»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Английская детская игра «Ку-ка-ре-ку»

 

3 неделя (2 занятия)

«Возьми меня с собой»

Цель: - развитие общей и речевой моторики,

- работа над дыханием,

- развитие памяти, внимания, тонкой моторики,

- координация речи и движений, передавать четко характер песни,

- психомышечная тренировка.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков,

Используемый репертуар:

Музыкально-ритмическая разминка

Упражнение на развитие дыхания «Самолет»

Координация речи «Самолет»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Упражнение на развитие внимания «Светофор»

Мотросский танец «Яблочко»

Логопедическая гимнастика

Игра на развитие внимания «Молодой солдат»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Хоровод «Будем маме помогать»

 

4 неделя (1 занятие)

«А что у вас?» (по мотивам стихотворения С.Михалкова)

Цель: - развивать общую и мелкую моторику,

- координация речи и движений,

- развивать артикуляционную моторику,

- учить четко и быстро проговаривать тексты,

- развивать внимание, мимические мышцы,

- передавать повадки животных, птиц.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Кошки.

Используемый репертуар:

 Музыкально-ритмическая разминка

Песня о бабушке

Логопедическая гимнастика

Музыкальная игра «Мышеловка»

Матросский танец «Яблочко»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Фонопедическое упражнение «Самолет»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Пальчиковая игра «Иголка»

Песня о маме

 

4 неделя (1 занятие)

«Вот так мастера»

Цель: - передавать в речи праздничный, озорной характер музыки,

- развивать ритмичность,

- упражнять в легком беге,

- воспитывать дружеские взаимоотношения,

- развитие тонкой моторики,

- развитие координации речи и движения.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочка Кошки, гюйсы для мальчиков.

Используемый репертуар:

Ритмическая разминка

Хоровод «Будем Маме помогать»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Логопедическая гимнастика

Речь с движением «Строим дом»

Матросский танец «Яблочко»

Пальчиковая игра «Иголка»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Ритмическая игра «Сапожник»

Диалог «Сапожник»

Белорусская народная песня игра «Эй, кузнец Мартынка»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Песня о маме

 

МАРТ

 

1неделя (два занятия)

«Как стать большим»

       (По мотивам  одноименной сказки  Р.Киплинга)

ЦЕЛЬ: - развитие общей и тонкой моторики,

            - работа над координацией речи и движений,

            - развитие артикуляционной моторики,

            - развитие внимания, памяти,

            - передавать в танце веселый, озорной характер музыки.

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков.

 

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Стихотворение с движением «Тик-так»

Песня «Часы»

Пальчиковая игра «Иголка»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Логопедическая гимнастика

Диалог «Сапожник»

Ритмическая игра «Сапожник»

Белорусская народная песня игра! Эй, кузнец Мартынка»

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»

Чистоговорка (В-ВЬ)

Хоровод «Будем маме помогать»

Песня о маме

 

2 неделя (2 занятия)

«Даша и Маша» (по мотивам русской народной сказке)

Цель: - развивать общую и тонкую моторику,

- развивать артикуляционную моторику,

- координация речи и движений,

- развивать навыки пения,

- уметь передавать веселый характер музыки через движения,

- развивать внимание, ловкость.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочки Свинки и Кошки.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая  игра «Здравствуйте!»

Песня о Весне

Двигательное упражнение «В лес»

Хоровод «Цветы»

Пальчиковая игра «Иголка»

Логопедическая гимнастика

Русская народная закличка «Солнышко»

Ритмическая игра «Сапожник»

Диалог «Сапожник»

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Чистоговорка (Н-НЬ), (Д-ДЬ)

Стихотворение с движением «Тик-так»

Песня «Часы»

 

 

3 неделя (2 занятия)

«Горшочек каши» (по мотивам сказки братьев Гримм)

Цель: - развитие общего внимания,

- развитие общей и тонкой моторики,

- координация речи и движения.

- воспитывать дружеские взаимоотношения, соблюдать правила игры.

- развивать речевое дыхание.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочки Свинки и Кошки.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Русская народная закличка «Солнышко»
Пальчиковая игра «Иголка»

Песня о Весне

Стихотворение с движением «Фиалка»

Хоровод «Цветы»

Песня «Варись, каша!»

Диалог «Сапожник»

Ритмическая игра «Сапожник»

Двигательное упражнение «Сапожок»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (Ш)

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Песня «Часы»

 

4 неделя (2 занятия)

«Как мышонок стал трудолюбивым»

Цель: - работа над координацией речи и движения,

- развитие внимания,

- развитие  артикуляционной моторики,

- развитие общей моторики,

- развивать навык пространственной ориентировки, умение двигаться «змейкой» по залу.                                                                            Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, шапочки Зайчика и Мышки.

Используемый репертуар:

Координационно-ритмическая игра «Здравствуйте!»

Весенний хоровод

Чистоговорка (Ч-Ш-Ж)

Русская народная закличка «Солнышко»

Двигательное упражнение «Побежали»

Коммуникативный танец

Словенская народная песня «Белка пела и плясала!

Двигательное упражнение «Сапожок»
Логопедическая гимнастика

Ритмическая игра «Молотки»

Песня «Варись, каша!»

Координация речи и движения  «Фиалка»

Хоровод «Цветы»

 

АПРЕЛЬ

1 неделя (2 занятия)

«Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку» (по мотивам русской народной сказки)

Цель: - развитие артикуляционной и общей моторики,

            - развитие внимания, памяти,

            - работа над координацией речи и движения,

            - развивать речевое дыхание,

            - уметь передавать веселый характер музыки через движения.

Оборудование:

Презентация к сказке, подборка музыкальных треков.                                                                                            

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Логопедическое упражнение

Чистоговорка (Ж)

Хоровод «Цветы»

Координация речи с движением «Фиалка»

Словенская народная песня «Белка пела и плясала»

Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти

Песня «Варись, каша!»

Хороводная игра «На лесной полянке»

 2 неделя (2 занятия)

«Чьи это ушки?» (по мотивам стихотворения Т. Коти)

Цель: - развитие общей и тонкой моторики,

- работа над координацией речи и движений,

- развитие артикуляционной моторики,

- развитие внимания, памяти,

- передавать в танце веселый озорной характер музыки.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, ободок Филин.

Используемый репертуар:

Музыкально-ритмическая разминка

Чистоговорка (Н-НЬ)

Песня о Весне

Координация речи с движениями «Фиалка»

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Ритмическая игра «Молотки»

Словенская народная песня «Белка пела и плясала»

Логопедическая гимнастика

Подвижная игра «Филин и мыши»

Песня «Варись, каша!»

Хороводная игра «На лесной полянке»

 

 3 неделя (2 занятия)

«История о том, как мышата помогли Зайчонку найти свой дом»

Цель: - развитие общей и тонкой моторики,

- работа над координацией речи и движений,

- развитие артикуляционной моторики,

- развитие внимания, памяти,

- передавать в танце веселый озорной характер музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, ободок Филина.

Используемый репертуар:

 Координационно – ритмическая игра «Здравствуйте!»

Пальчиковая игра «Десять мышат»

Двигательное упражнение «Мышиная зарядка»

Массаж рук «Умывалочка»

Логопедическая гимнастика

Хороводная игра «На лесной полянке»

Чистоговорка (Ч-Ш)

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Подвижная игра «Филин и мыши»

Стихотворение с движением «Семейка»

Песня «Варись, каша!»

Релаксация           

 

 4 неделя (2 занятия)

«КРАСНЫЙ ФОНАРИК» (по мотивам сказки С. Прокофьевой)

Цель: - развитие общей и тонкой моторики,

- работа над координацией речи и движений,

- развитие артикуляционной моторики,

- развитие внимания, памяти,

- передавать в танце веселый озорной характер музыки.

Оборудование:

 Презентация к сказке, подборка музыкальных треков, ободок Филина.

Используемый репертуар:

Координационно - ритмическая игра «Здравствуйте!»

Пальчиковая игра «Десять мышат»

Стихотворение с движениями «Семейка»

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Подвижная игра «Филин и мыши»

Логопедическая гимнастика на укрепление мимико-артикуляторных мышц

Чистоговорка (Д-ДЬ)

Массаж рук «Умывалочка»

Песня «Варись, каша!»

 Танец «Веселая полька»

 Релаксация.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

К концу учебного года дети должны:

- эмоционально раскрепоститься, развить чувство эмпатии, приобрести коммуникативные навыки в совместных играх и танцах;

- укрепить гортань и привить навык речевого дыхания с помощью фонопедических упражнений;

- укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата (выполнять комплекс логопедической гимнастики) для дальнейшей автоматизации и дифференциации звуков;

- приобрести вокально-артикуляционные навыки для развития певческих данных и дыхания;

- уметь выполнять движения совместно с речью (координация речи и движения), выполнять упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;

- уметь ориентироваться в пространстве;

- развивать слуховую память, воображение;

- выполнять пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- выполнять упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ.

Проверка знаний, умений и навыков воспитанников проводится во время фронтальных занятий, индивидуальной работы. Контрольные занятия и, особенно игры, позволяют наиболее точно диагностировать дошкольника.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, эл. пианино, детские музыкальные инструменты, атрибуты музыкального кабинета, (бутафорские свечи для работы над дыханием, палочки-карандаши для работы над ритмом и т.д.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». Изд. «Каро». Санкт-Петербург
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»
  3. Гомонова Е.А. «Веселые песенки для малышей круглый год» Ярославль Академия, К. Академия Холдинг
  4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» Творческий центр Сфера
  5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» Творческий центр Сфера, Москва
  6. А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» ТЦ Сфера
  7. Лопухина И. «Речь. Ритм. Движение»
  8. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду». Изд. «КАРО». Санкт-Петербург
  9. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки» Изд. «Каро». Санкт-Петербург
  10. Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» ТЦ Сфера
  11. Чибрикова-ЛуговскаяА.Е. «Ритмика. Методическое пособие»
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.Просвещение
  13. Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...