Индивидуальный план развития профессиональной компетентности учителя-логопеда Моргуновой Ю.В.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Моргунова Юлия Валерьевна

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то оно забудется, не сохранится в памяти. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности учителя-логопеда

Моргуновой Ю.В.

на 2021-2026год

на тему:

«Мнемотехника, как развитие связной речи у детей с ТНР»

                                                                                           

Казань

Актуальность

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то оно забудется, не сохранится в памяти. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение, сохранение и воспроизведение информации детьми .

Цель: повысить уровень развития связной речи у дошкольников методами мнемотехники.

Задачи:

    Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.

    Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у детей  с общим недоразвитием речи и двуязычием.

     Развивать у детей умение с помощью графической аналогии составлять рассказы, пересказывать тексты, учить стихотворения.

    Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление и воображение.

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

Сроки   2021-2026г.

Этапы реализации:

2021-2022 г.

Подготовительный

Задачи:                                          

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

2. Использовать ресурсы Интернета для ознакомления с опытом коллег и внедрении инновационных технологий.

2022-2023 уч. г.

Диагностический

1. Разработка диагностического материала.

2.Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений, материалов для детей.

2023-2025  уч. г.

Практический

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

2025 – 2026 уч.г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития.

Подготовительный этап  2020-2021 учебный год

Содержание деятельности

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

Изучение уровня связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и двуязычием.

Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в логопедическом кабинете.

Разработка примерных перспективных планов.

Речевые игры, игры с пиктограммами.

Консультации для родителей на тему «Поговори со мною, мама».

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Диагностический этап 2022-2023  учебный год

Содержание деятельности

Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в логопедическом кабинете (мнемоквадраты, мнемотаблицы, мнемодорожки).

Разработка критериев творческого поиска.

Консультация для родителей «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников».

Подготовка  игр и таблиц  по развитию связной речи с использованием мнемотехники дошкольников с общим недоразвитием речи.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по теме «Моделирование связной речи  у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники» (мнемодорожки при заучивании стихов).

Изготовление пособий для занятий. Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?».

Подготовка и изготовление фотоматериала по теме «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала».

Обобщить опыт работы по организации развития связной речи с использованием мнемотехники.

Практический  этап 2023-2025 учебный год

Содержание деятельности

Реализация разработанной системы работы по развитию связной речи методами мнемотехники.

 Разработать перспективные планы работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Консультация для родителей: «Предлагаю поиграть с ребенком дома» (дидактические игры по развитию связной речи).

Изготовление пособия «Тактильные дощечки», обучение детей работе с ним.

Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в логопедическом кабинете.

Подготовка памяток для родителей.  Информационная ширма «Мнемотехника для детей».

Выставка работ «Мнемотаблицы по произведениям» (стихи, рассказы, сказки).

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Итоговое совместное мероприятие с родителями «Мнемотехника – это здорово»

2025 – 2026 уч.г.

Аналитический

Формирование картотеки игр по развитию связной речи с использованием мнемотехники «Интересные истории», «Придумай сказку», «Фантазеры», Смешные истории», «Ералаш».

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности «Осенняя сказка».

Составление описательных рассказов при помощи мнемотаблиц «Зима», «Зимующие птицы», «Новый год».

Проект «Времена года» (развитие речи и мышления посредством мнемотехники».

Проведение мастер-классов для педагогов «Формирование основ экологической культуры дошкольников с использованием мнемотехники».

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности по сказке «Хаврошечка».

Заучивание пальчиковой гимнастики "На дворе апрель, с крыши капает капель", пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»,  заучивание стихотворения «Помощники весны».

Составление описательных рассказов при помощи мнемотаблиц.

Итоговое мероприятие с детьми, родителями и педагогам по теме «Наши успехи - волшебные дорожки и таблицы»

Отчет о проделанной работе за учебный год.                                                              

Разработка плана-программы по развитию связной речи детей методами мнемотехники.

Обобщение опыта работы на районном МО учителей-логопедов, городском, республиканском уровне.

Пополнение предметно - развивающей среды.

Участие во всероссийских конкурсах.

Список литературы:

Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам. Методическое руководство, картинный комплект/ Т.А. Ткаченко –Москва, 2005

Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия – Москва,1994

Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева – СПб., 2005

Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4

 Н.А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.

 С.А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009.

Т.П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР», Москва, 2003 г.

Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», СПб, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности по методической теме: «Лэпбук – как инновационная технология дошкольного обучения»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать их начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в к...

Индивидуальный план развитие профессиональный компетентности педагога 2015-2020гг

laquo;Значение развивающих игр в обучении и воспитании дошкольников»; "Развитие мелкой моторику руки через использование технологии тестопластики"...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога

В документе раскрывается алгоритм разработки индивидуального плана повышения профессиональной компетентности педагога, составленного на основе опросника О.В. Тихомировой, приводится образец план...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности...