Консультация для родителей: "О формировании речи ребенка "
консультация по логопедии

Васильева Ирина Геннадьевна

Консультация для родителей детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_formirovanii_rechi_rebyonka.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

«О формировании речи ребёнка»

Речь ребенка формируется постепенно. И в каждый момент ее становления родители и воспитатели могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею. В дошкольном возрасте немалое значение для развития речи имеет правильное произношение звуков.

   Чтобы разобраться  в отклонениях от правильного произношения звуков, необходимо хорошо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных  периодов имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях (правильный режим, правильная речь людей, окружающих ребенка, правильное воспитание). Знание условий, необходимых для развития правильной речи, позволит легче справиться с задачей исправления произношения.

   На третьем месяце у ребенка появляются первые короткие звуки: г…, к…, кхы… В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пф.

   При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает и речь начинает развиваться позднее. Если дети в возрасте до года теряют слух совсем или частично, развитие гуления и лепета у них прекращается.

     У детей с врожденно ослабленным слухом гуления почти не слышно: оно появляется как обычно, но скоро исчезает, т. к. ребенок не слышит своего голоса, а взрослые появившиеся звуки не закрепляют. Голос этих детей можно слышать при плаче, резких переменах положения, но в ответ на обращенную речь эти дети не издают звуков.

    С 4-5 месяцев до года у ребенка наступает период лепета. В это время начинается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребенок сам  более четко, чем раньше, говорит: мам, ма-ма-ма, бу-бу, тя-тя-тя, т. е. повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре он начинает повторять отдельные слоги и звуки за взрослыми, и к 1 году он говорит 10-20 слов.

     Внимательные воспитатели и родители всегда знают, какое слово может повторить их ребенок: они не предлагают трудных, длинных слов, говорят слова медленно, отчетливо, связывая каждое новое слово с предметом, который дают ребенку.

     С детьми, начиная с 4-5 месяцев, следует говорить только правильным языком, не подделываться, даже невольно, под речь ребенка.

      На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов. Некоторые дети слова произносят неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят совсем непонятно, например: дять буку (дай булку), титети (конфеты) и т. д.

      Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь ребенка, понимать ее и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

      Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков оно не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей. И только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

      Обычно к 3 годам ребенок в общении с людьми пользуется развернутой фразой. В это время его словарь увеличивается до 1000 слов; слова приобретают точное значение, ребенок много говорит сам и любит слушать короткие стишки, рассказы, сказки, запоминает их и рассказывает. Но речь его еще не правильна.

      В этом возрасте все дети страдают недостатками произношения, но это период физиологического (возрастного) косноязычия.  В это время  детям еще не доступно правильное произношение всех звуков речи. Еще не точны движения органов артикуляции ( языка, губ, мягкого неба). Это объясняется тем, что у детей раннего возраста в силу привычного положения языка( при сосании он напряжен и всей массой приподнят к небу) а тонкие дифференцированные движения языка еще не сформировались. Приподнятость средней части спинки языка к небу обусловливает смягченное произношение звуков.

   С переходом на твердую пищу язык приобретает целый ряд различных движений и становиться сильнее, но все движения языка еще не точны и не дифференцированы, поэтому многие звуки им не произносятся, заменяются, иные искажаются, происходит замещение звуков, что является одной из причин физиологического косноязычия. В этом случае следует развивать движения языка и губ.

    К 4-6 годам дети с физиологическим косноязычием вследствие развития и уточнения деятельности их речевого и слухового аппаратов овладевают правильным произношением всех звуков родной речи без специального обучения лишь по подражанию правильному произношению взрослых. Но помощь им тоже необходима, чтобы легче и быстрее справиться с физиологическим косноязычием, а в отдельных случаях быстрее распознать и исправить  патологическое косноязычие. Это очень важно для обучения ребенка в школе.

    У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав; усложняется фразовая речь  и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Некоторые виды косноязычия, если их вовремя не исправить, остаются на долгие годы или на всю жизнь.

  Занятия по исправлению речи необходимо начать как можно раньше, пока не укоренилась привычка неправильного произношения.                        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Обследование речи ребенка»

Логопед объясняет родителям цель обследования ребенка и кратко знакомит с вариантами заданий, которые он предлагает выполнить ребенку во время обследования....

Консультация для родителей: "Как развивать речь ребенка дошкольного возраста"

В консультации подробно рассказывается, как родитель может самостоятельно оценить уровень речевого развития своего ребенка и что делать, если у малыша выявились пролемы....

Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка дома"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Консультация для родителей "Особенности формирования личности ребенка"

Консультация для родителей «Особенности формирования личности ребенка» подготовила воспитатель Горбунова Л.А. Принято считать, что развитие ребенка как личности начинае...