Сенсорная коробка и ее использование в образовательном процессе ДОУ
учебно-методический материал по логопедии

Сенсорная коробка  и ее использование в образовательном процессе ДОУ

 

Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ.

  Задача: Содействовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного воспитания детей.

 

        

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вам представить  сегодня сенсорные коробки. Вы конечно знаете, что хорошо развитая речь в дошкольном возрасте – это важнейший показатель правильного и полноценного развития ребёнка. В речи проявляется весь интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, этический опыт ребенка.

    Когда я просматривала новую методическую литературу, то встретила интересную статью о сенсорных коробках и захотела применить в логопедии. А как?

       Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

       Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная коробка  и ее использование в образовательном процессе ДОУ

Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ.

  Задача: Содействовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного воспитания детей.

         

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вам представить  сегодня сенсорные коробки. Вы конечно знаете, что хорошо развитая речь в дошкольном возрасте – это важнейший показатель правильного и полноценного развития ребёнка. В речи проявляется весь интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, этический опыт ребенка.

    Когда я просматривала новую методическую литературу, то встретила интересную статью о сенсорных коробках и захотела применить в логопедии. А как?

       Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

       Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.

       Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Логопед в своей работе использует элементы сенсорной интеграции.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

     Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

 СЕНСОРНАЯ КОРОБКА - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями)

Слайд5 .Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия ( овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос, и.т.д.)

    Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.

Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр. Развития речи.

 Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки. При игре с сенсорной коробкой обязательно нужно соблюдать некоторую безопастность.

Правила работы с сенсорными коробками:

  1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
  2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
  3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
  4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем  крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

    И сегодня  я хотела бы вам предложить собрать сенсорные тематические коробки, которые  можно было бы применить в речевом развитии. Если вас это заинтересовало и  вы бы хотели получить новый опыт или показать свой, тогда приглашаю вас принять участие в мастер-классе.

Но перед тем как приступить к работе я хотела бы рассказать как можно использовать коробки, из какого материала изготавливаются и чем можно наполнить коробки

Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми. использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

Для сенсорной коробки подходит любая емкость

Материалы для изготовления сенсорной коробки:

  • пластиковый контейнер
  • коробка (деревянная или картонная)
  • глубокая миска
  • надувной бассейн
  • поднос с высокими бортиками
  • корзина и прочие емкости

Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами: все что вам понравится и будет у вас под рукой это может быть и крупы и бросовый материал и  многое другое

  • Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
  • Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
  • Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
  • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
  • Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
  • Водяной грунт, гидрогель
  • Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
  • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
  • Поролон, губка, вата, ватные диски

А предметами –наполнителями могут служить:

  • фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
  • растения (искусственные и настоящие),
  • игрушки от киндер-сюрпризов,
  • камни, ракушки, шишки, орехи
  • кубики, кольца, шарики, крышечки
  • лоскуты ткани, вата, бусины,
  • маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
  • игрушечные фрукты, грибы
  • буквы и цифры,
  • лопатки, ложки, грабли,
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
  • груша для воды, сито, воронка, мельница и др.

   Сенсорные коробки можно сделать на любую лексическую тему. Это может быть и огород и космос и животные и зоопарк и море, лето Так же можно сделать из фасоли игру «Азбука» где ребенок будет закреплять буквы.

Перед Вами контейнеры , тактильный наполнитель и предметы. Нужно разместить предметы так, чтобы можно было решить какие то речевые задачи или сделать коробку на лексическую тему. Например, задание может быть таким: вы можете записать чтобы вам было легче ориентироваться.

- употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);

- образование приставочных глаголов (бежал, прибежал, перебежал, убежал);

- образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый);

- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);

- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;

- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая). Или любое другое задание которое вам понравится и которое вы придумаете.

А пока коллеги выполняют задание я хотела бы всем остальным задать вопросы

Вопросы:

· какие игры и игрушки для сенсорного развития есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие  восприятия запаха (обоняния)?

· в  какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?

· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?

· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

Ваши сенсорные коробки готовы! Получилось здорово!

Назовите по одному заданию, которое можно предложить детям.

Рефлексия:

Уважаемые коллеги, если вам понравился мастер класс и он оказался для вас полезен то возьмите и поднимите пожалуйста зеленую ладошку, если вы считаете этот мастер класс вам не пригодится и не интересен то поднимите красную ладошку.  Большое спасибо

Я очень надеюсь, что данный мастер-класс будет вам полезен для работы

Спасибо всем за участие и работу.

Желаю всем творческих успехов!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.

Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик в дошкольном учреждении для аттестации воспитателя...

Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов

Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...

Использование игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения: рекомендации по использованию в образовательном процессе

Рекомендации педагогам и родителям для использовния  в обучении дошкольников правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях террористиического характера....