Лексический материал
материал по логопедии (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

Материал по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_osen_starshaya_gruppa.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный.

1.  Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—   Какое сейчас время года?

—   Сейчас осень.

—  Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

—   На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2.  Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—   Какое сегодня небо?

—  Небо чистое и голубое.

—  А каким чаще бывает небо поздней осенью?

—  Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

—   Какие листья ты видишь на деревьях?

—  Листья красные, желтые, оранжевые.

—  А какими бывают деревья поздней осенью?

—  Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

—  Что происходит с насекомыми поздней осенью?

—  Поздней осенью насекомые исчезают.

—  Посмотри на небо. Кого ты видишь?

—   Перелетные птицы летят в теплые края.

3. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

4.  Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев.

Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые, бордовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, 5.   Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:Береза. —Березовые листья. Клён.- Кленовые листья.Рябина.-Рябиновые листья.

5.Рассказ по опорным картинкам «Осень»

После лета наступает осень.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.

Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.

Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).

Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.

Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.

Пальчиковая гимнастика про осень.

На берёзе, на осине

Догорели  листья…

Поочерёдно сильно сжать пальцы  на правой, левой руках

Дунул ветер, и рябина

Уронила кисти…

Разжать и  тихонько положить на стол  руки.

Дождик моет жёлтый  луг

Ржавый  и  шершавый

И земля  вздыхает:

Поглаживание кисти правой, а затем левой  руки.

- Уф!... Отдохну, пожалуй…

Спокойно  положить руки на стол.

2.Упр. на дыхание.

1. «Задуй свечу» широкий язычок положить на нижнюю губу, задуть ватку (щёки не надувать) (пов. 5 – 7 раз).

2. «Фокус» сдувать ватку с кончика носа , щеки не надувать (повт. 5-7 раз).

 Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

1. Улыбка – трубочка (рот в улыбке, губы складываем в трубочку чередовать) (пов.5-7 раз)

2.«Накажем непослушный язычок» язык положить на нижнюю губу и похлопать его губами, чтобы он стал широким (произносить пя-пя-пя); повт 5-7 раз

3. «Лопатка» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 5-10раз

4. «Погладь язычок»  - погладить языком верхнюю губу;(повт5-7 раз)

5. «Лошадка» - щёлкать языком медленно, сильно (повт.5 – 7 раз) губы в улыбке, язычок за зубками вверху.

6. «Грибок» - улыбнуться язычок присосать вверх (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз).губы в улыбке, язычок держать вверху

Звук А – гласный, тянется, поется, обозначается красным кружком.

Наклей на листок  картинки со звуком А, придумай слова со звуком А в начале слова.

Звук У - гласный, тянется, поется, обозначается красным кружком.

Наклей  на листок  картинки со звуком У, придумай слова со звуком У в начале слова.

Произноси звуки А,И,О как раскрывается рот - при А - широко, при И - улыбается, при О - округляется.

 

Словарь: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, помидор, лук, редис, чеснок, огурец, баклажан, кабачок, укроп, петрушка., растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать,  хранить, готовить, жарить, солить, мариновать, чистить, нарезать, тушить, вкусный, сочный, полезный, душистый, мягкий,  крепкий, гладкий, шершавый, оранжевый, красный, зеленый,  желтый.

1.Назови: овощи.

2.«Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

 малина, картофель, вишня, смородина;  

 морковь, слива, капуста, горох

3.« Подбери признак »

 огурец (какой?)…, помидор…, морковь…, лук…, чеснок…, перец…

4.Что можно приготовить из:

огурцов, картофеля, капусты, свёклы, гороха, репы…

5.Перечисли как можно больше овощей, которые бывают:

красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого,

6. «Один – много»

огурец – огурцы – много огурцов, помидор, луковица, баклажан, перец, качан капусты,

7.Закончи предложения.

Мама почистила картошку, чтобы…  Мама помыла овощи, чтобы…  Таня нарезала помидоры, огурцы, перец, лук, чтобы…

8.Послушай рассказ и ответь на вопросы.

    Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Что собрали колхозники? Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? Где растут овощи? В какое время года собирают урожай?  

9.Составь  по плану и выучи рассказ о любимом овоще.

Что это (овощ или фрукт)

Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте) Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий.

Какой на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Что можно из него приготовить?

10.Расскажите ребёнку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи, задайте вопрос:

- Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы)

- Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту)

- Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров)

11.Произноси звуки  при И - улыбается, при О – рот округляется.

Пальчиковая  гимнастика «Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку,

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина - молодец!

(Дети делают ладошки «корзинкой»)

(Сгибают пальчики, начиная с большого)

(Показывают большой палец).

2.Упр. на дыхание.

1. «Задуй свечу» широкий язычок положить на нижнюю губу, задуть ватку (щёки не надувать) (пов. 5 – 7 раз).

2. «Фокус» сдувать ватку с кончика носа , щеки не надувать (повт. 5-7 раз).

 

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

 1. «Лошадка» - щёлкать язычком медленно, сильно (5-7 раз)

2. «Грибок» - улыбнуться язычок присосать вверх (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

3. «Гармошка» - приклеить язычок широкий к

нёбу открывать и закрывать рот (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

4. «Дятел» - Рот  широко  открыт.  Губы  растянуты  в  улыбку. Кончик  языка  стучит  по  бугоркам  за  верхними  зубами:  ДЭ – ДЭ – ДЭ.  Отдыхаем  и  опять  стучим,  объясняем  ребёнку,  что  дятлы  очень  

трудолюбивы.   (пов.5-7 раз)

5..Улыбаться! Делать под счёт 1, 2, 3.

 Упр.  для  Зв. Ш.

1. «Лопатка» на  счёт  до  7 раз  держать  на нижней  губе (п.5 – 7 раз)

2. «Чашечка» загибать с  краёв язык (п 5 – 7 раз)

3. «Гусь  шипит  ш – ш – ш  (округлять губы  нажимать на  щёки) п 5 -7 раз.

Звук  О – гласный, тянется, поется, обозначается красным кружком.

  Придумай слова со звуком О в начале слова.

Звук  И – гласный, тянется, поется, обозначается красным кружком.

Придумай слова со звуком И в начале слова.

Повтори звук А, У. Вспомни слова со звуками А,У в начале слова.

 4. Ответить на вопросы:

«Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».

Кто зовёт? …. Кого зовёт? …. Зачем зовёт? ….

5. Выучить стихотворение

«Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок».

 

Словарь: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, гранат, банан, сад, растить, убирать, копать,  срывать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, промывать,  чистить, нарезать, гладкое, мягкое, твердое, сочное, вкусное, полезное, душистое, желтая, зеленая, крупное, маленькое, большое, красное.

1.   Назови фрукты.

2. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* яблоко, груша, картошка, лимон;  

* морковь, персик, капуста, горох

3.  «Подбери признак»

яблоко (какое?) …, груша…, персик…., абрикос…, слива…, лимон

4.  Что можно приготовить из:

Яблок, груш, слив, бананов, абрикосов, лимонов.

5.  Перечисли как можно больше фруктов  которые бывают:

Красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, желто-красного, желто-зеленого.

6.  «Один – много»

 яблоко – яблоки – много яблок, груша, слива, персик, банан, лимон.

 

7.  Назови сок.

Сок из яблок – яблочный, из груш, из слив, из апельсинов, из мандаринов, из бананов, из помидоров.

8.Подобрать родственные слова:

 яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный.

 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.

10.  Составь предложение из слов.

*Яблоко, лежать, яблоня, под.

*груши, расти, сад, в.

*Слива, лежать, тарелка, на.

11.  Закончи предложения.

Мама собрала в саду груши, чтобы… Мама купила в магазине  яблоки, чтобы…

12.   Составь  по плану и выучи рассказ о любимом фрукте.

Что это (овощ или фрукт)

Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)

Какой формы? Какого цвета?

Какой на ощупь? Какой на вкус?

Что можно из него приготовить?

Пальчиковая гимнастика "Фрукты" Н. Нищева      

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальцы по одному, начиная с большого пальца.

Опять «варят» и «мешают».

 2.Упр. на дыхание.

1. «Задуй свечу» широкий язычок положить на нижнюю губу, задуть ватку (щёки не надувать) (пов. 5 – 7 раз).

2. «Фокус» сдувать ватку с кончика носа , щеки не надувать (повт. 5-7 раз).

 

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

 1. «Лошадка» - щёлкать язычком медленно, сильно (5-7 раз)

2. «Грибок» - улыбнуться язычок присосать вверх (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

3. «Гармошка» - приклеить язычок широкий к

нёбу открывать и закрывать рот (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз) 

4. «Дятел» - Рот  широко  открыт.  Губы  растянуты  в  улыбку. Кончик  языка  стучит  по  бугоркам  за  верхними  зубами:  ДЭ – ДЭ – ДЭ.  Отдыхаем  и  опять  стучим,  объясняем  ребёнку,  что  дятлы  очень  трудолюбивы.   (пов.5-7 раз)

 5.Отработать . упражнение  «Автомат» - рот  закрыт Напряженным кончиком языка  постучать  в  зубы, мноикратно и отчётливо  произнося: Т-Т-Т-Т-Т, Д-Д-Д –Д -Д

Упр.  для  Зв. Ш.

1. «Лопатка» на  счёт  до  7 раз  держать  на нижней  губе (п.5 – 7 раз)

2. «Чашечка» загибать с  краёв язык (п 5 – 7 раз)

3. «Гусь  шипит  ш – ш – ш  (округлять губы  нажимать на  щёки) п 5 -7 раз.

 Звук Т, Ть . буква Т.

Звук  Т – согласный , твердый, глухой  обозначается синим  кружком

Придумай слова со звуком Т – Тая, ток, тук

Звук Ть – согласный, мягкий, глухой – обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком Ть – Тим, тик, Тима.  Повтори гласные звуки А,У,О,И.

 Словарь: (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий).

1.Знать названия грибов и ягод.

2.Игра «Один – много»

Подберёзовик – подберёзовики – подберёзовиков

Белый гриб –                                 рыжик -

Груздь –                                         сыроежка -

Опенок –                                        масленок –

Малина –                                        смородина -

Виноград –                                     калина -

Земляника -                                    клубника -

один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят, одна поганка, много поганок, один мухомор – много мухоморов.  

Как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)? Под осиной? (Подосиновик). Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

3.Игра «Назови ласково»

Моховик –моховичок                  опёнок –

Сыроежка -                                     мухомор –

Дождевик -                                     клубника –

Малина -                                         смородина –

Виноград -                                      земляника –

Калина -                                          черника -

4.Подобрать существительные к местоимениям:

Мой – белый гриб, крыжовник,…

Моя –лисичка, малина

5.Подобрать глаголы (что делать?)

Грибы – собирать, мыть,..

Ягоды - …

6.Образовать родственные (похожие) слова:

Гриб – грибы, грибной,…

8.Образовать прилагательные.

Ягоды – ягодный                   земляника -

Малина –                                 виноград -

Рябина-                                    ежевика -

Смородина -                           калина -

9.Подобрать прилагательные (Какой?Какая?)

Белый гриб – коричневый, большой, съедобный, ….

Поганка –

Подосиновик –

Лисичка –

Крыжовник –

Смородина –

Виноград -

10.Игра «Посчитай»

-1-                           -2-                          -5-

Опёнок                опенка                  опят

Лисичка

Рыжик

Масленок

Ежевика

малина

11.Где растут грибы? (Грибы растут в лесу). На какие две

   большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).

а).Какие ты знаешь съедобные грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, сыроежка, масленок, опенок, лисички и др.)

б).Какие ты знаешь несъедобные грибы? (Бледная поганка, мухомор)

в).Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)

г).Как называются корни у грибов? (Грибница)

д).Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)  

12.Рассказ-описание гриба по плану (белый гриб,  

мухомор, лисички, опята, сыроежка).

Как называется этот гриб?

Где он растет?

Какого цвета?

Съедобный  или  несъедобный?

Что можно из него приготовить?

13.Какие бывают ягоды? (ядовитые и полезные; садовые и лесные). Какие садовые/лесные/ядовитые ягоды ты знаешь? Что общего у земляники и клубники? Чем они отличаются? Чем похожи ежевика и малина? Чем отличаются?  Где растет клюква? Что можно приготовить из клюквы?

14..Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? (Малиновое.)

Джем из земляники. Какой джем?

Сироп из черники. Какой сироп?

Повидло из ежевики. Какое повидло?

Компот из брусники. Какой компот?

Желе из клубники. Какое желе?

Сок из клюквы. Какой сок?

15. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?  Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук здороваются,

  начиная с большого.

В лес идем мы погулять

Обе руки идут по столу.

За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.

Загибают пальчики, начиная с  большего.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Упр.на дыхание.

1. «Задуй свечу». (повт.5-7 раз).

2. «Фокус» (повт. 5-7 раз).

3. «Подуй на гранённый карандаш» язычок высунуть и дуть щеки не надувать (повт. 5-7 раз).

 4.. Улыбнуться, покусать язычок. (пов.5-7 раз)

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

 1. «Лошадка» - щёлкать язычком медленно, сильно (5-7 раз)

2. «Грибок» - улыбнуться язычок присосать вверх (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

3. «Гармошка» - приклеить язычок широкий к

нёбу открывать и закрывать рот (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

4.«Дятел» - Рот  широко  открыт.  Губы  растянуты  в  улыбку. Кончик  языка  стучит  по  бугоркам  за  верхними  зубами:  ДЭ – ДЭ – ДЭ.  Отдыхаем  и  опять  стучим,  объясняем  ребёнку,  что  дятлы  очень  трудолюбивы.   (пов.5-7 раз)

5.«Балалайка» - широкий язычок прикрепить к нёбу, открыть рот в улыбке, дуть звук ЖЖЖ указательным пальцем водить под язычком) (повт. 5-7 раз) 

Упр.  для  Зв. Ш.

1. «Лопатка» на  счёт  до  7 раз  держать  на нижней  губе (п.5 – 7 раз)

2. «Чашечка» загибать с  краёв язык губы вытянуть вперед язык вверху (п 5 – 7 раз)

3..Язык – ковш – на губе

    Язык – ковш – во рту (пов.5-7 раз)

4.Шар лопнул – ш-ш-ш

1)Язычок вверх

2)Зубы сомкнуть 3)Губы колечком (п 5-7 раз)

5. «Гусь  шипит  ш – ш – ш  (округлять губы  нажимать на  щёки) п 5 -7 раз.

Слоги и  слова  (повт 3- 4 раза)

Ша-шо-шу,  шу-ша ши,  шу-ша-шо.

Слоги: аш-ош-уш-ыш,  ыш-ош-аш-уш,  уш-ыш-аш-ош.

Слова: ваш, наш, камыш, мышь, каша, Маша

Учим звук  П, Пь.Буква П.

Звук П - согласный , твердый, глухой  обозначается синим кружочком.

Придумай слова со звуком П в начале слова.

Звук П -  пух, паук, поет

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком Пь в начале слова.

Звук Пь – пена, петух, пилот

Повтори звук Т, Ть.

Проанализируй звуки, слоги АУ, ОИ, АТ, ОП,

ТИ, ТУ, ПИ.

Какой 1 ый звук, какой 2 ой звук ? Дай характеристику звуков. Выложи кружочками.  

Первый звук А – гласный звук, 2 ой – звук У – гласный звук.

   

 

Словарь: (одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка, трусы, сарафан, колготки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман, удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить).

 — объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать одежду определить их качества и назначение;

 — рассказать ребёнку какую одежду носят осенью, зимой, летом, весной

Дети должны знать:- названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя), верхняя одежда, нижнее бельё

- знать и называть детали одежды : рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты.

Знать названия одежды и её деталей.

Воротник, манжет, рукав, карман, оборка….

1.Игра «Назови ласково»

Шуба – шубка                          пальто –

Платье -                                     воротник –

Курка -                                       брюки –

Майка -                                      шорты –

Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.

2.Упражнение «Чего много?»        

Чего много в магазине ? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк,  маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.

3.Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»

Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п

4.Упражнение «Какой? Какое? Какая?»

Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной

Платье из шёлка- шёлковое

Шуба из меха- меховая

Куртка из кожи – кожаная

Образовать прилагательные (какая ?какой?)

Ткань                                                Одежда

Шерсть                                              шерстяная

Драп

Ситец

Трикотаж

Шелк

Кожа

Мех

5.Игра «Посчитай»

-1-                           -2-                          -5-

Носок               носка                    носков

Юбка

Рубашка

Кофта

Халат

Брюки

пальто

6.Подобрать глаголы (что делать?)

Платье – шить, стирать, …..

Рукава – кроить, …

7.Игра «Скажи наоборот»

Большой – маленький         новый -

Чистый –                                 мятый -

Тёплый –                                 длинный –

Летний -                                  широкий -

8..Д. и. «Четвёртый лишний».

 Платье, юбка, брюки, сарафан.

Шорты, шуба, футболка, сарафан.

9.Составить описательный рассказ об осенней одежде.

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

                       Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла:

 «Поглядите – ка, нашла!

 Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме большого.

 Разогнуть большой палец.

Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

 Упр.на дыхание.        

1. «Задуй свечу». (повт.5-7 раз).

2. «Фокус» (повт. 5-7 раз).

3. «Подуй на гранённый карандаш» (повт. 5-7)

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)

 1. «Лошадка» - щёлкать язычком медленно, сильно (5-7 раз)

 

2. «Грибок» - улыбнуться язычок присосать вверх (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

 3. «Гармошка» - приклеить язычок широкий к

нёбу открывать и закрывать рот (под счёт от 1 до 5) (повт. 5-7 раз)

 

4.«Дятел» - Рот  широко  открыт.  Губы  растянуты  в  улыбку. Кончик  языка  стучит  по  бугоркам  за  верхними  зубами:  ДЭ – ДЭ – ДЭ.  Отдыхаем  и  опять  стучим,  объясняем  ребёнку,  что  дятлы  очень  трудолюбивы.   (пов.5-7 раз)

5.«Балалайка» - широкий язычок прикрепить к нёбу, открыть рот в улыбке, дуть звук ЖЖЖ указательным пальцем водить под язычком) (повт. 5-7 раз)

Упр.  для  Зв. Ш.

1. «Лопатка» на  счёт  до  7 раз  держать  на нижней  губе (п.5 – 7 раз)

2. «Чашечка» загибать с  краёв язык губы вытянуть вперед язык вверху (п 5 – 7 раз)

3..Язык – ковш – на губе

    Язык – ковш – во рту (пов.5-7 раз)

4.Шар лопнул – ш-ш-ш

1)Язычок вверх

2)Зубы сомкнуть 3)Губы колечком (п 5-7 раз)

5. «Гусь  шипит  ш – ш – ш  (округлять губы  нажимать на  щёки) п 5 -7 раз.

Повт (3-4 раза)

Ша , ши , шо , шу.

Аш , ыш , ош , уш.

Шан , шин , шон , шун.

Шта , шти , што , шту.

Слова: ваш, наш, камыш, мышь, каша, Маша

Звук П, Пь - произносим с помощью губ. Звук  П – согласный , твердый, глухой  обозначается синим  кружком

Придумай слова со звуком П – почка, паста, пол

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой – обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком Пь – , пенал, пилот, пёс.

Звук Т, Ть Звук  Т – согласный , твердый, глухой  обозначается синим  кружком

Придумай слова со звуком Т – Тая, ток, тук

Звук Ть – согласный, мягкий, глухой – обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком Ть – тихо, тик, тир.

Проанализируй звуки, слоги АУ, ОИ, АТ, ОП, ТИ, ТУ, ПИ.

Какой 1 ый звук, какой 2 ой звук ? Дай  характеристику звукам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты