Статья"Влияние общего недоразвития речи на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа)

Купчина Римма Юрьевна

В статье раскрыт вопрос влияния речевого заключение общее недоразвитие речи  на межлчностные отношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_onr_na_razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ НА БЛАГОПРИЯТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                     

Проблема межличностных отношений старших дошкольников является очень важной для построения как психолого-педагогической, так и коррекционной работы с детьми, так как межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между детьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний детей в ходе совместной деятельности и общения.

Способность к общению затрагивает сферу межличностных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребёнка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов .

Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне языка.

Большой круг исследований, проведенных в области возрастной психологии и педагогики (Я.Л. Коломинский, М.А. Лисина, Т.А. Репина,   В.С. Мухина и др.) позволяют сделать вывод о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования способности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству, так как именно в этом периоде находятся истоки формирования личности, у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются система межличностных отношений и базовые черты характера. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребёнку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль, огорчение и т.п.

 Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития.

Речь является основой для формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром и, безусловно, если у ребёнка наблюдается нарушение речи, полноценного формирования этих связей не произойдет. Недостатки речевого развития напрямую скажутся на формировании основных психических функций, на становление личности ребенка в целом. Становится очевидным то, что и эмоционально-волевая сфера, как важная составляющая личности, окажется нарушена в той или иной степени в результате наличия у ребенка речевой патологии.

Так, проведенные Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой исследования по выявлению особенностей эмоционально-личностных качеств у детей с ОНР, позволили установить, что дошкольники с нарушением речи, в отличие от своих сверстников с нормальной речью, имеют менее уравновешенные нервные процессы, они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям существования в нем. У них снижен тонус симпатической нервной системы, более выражены тормозные процессы, при этом работоспособность их снижена. У многих детей доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. Причиной снижения эмоционального состояния является осознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяет им быть более общительными и счастливыми.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что речевой дефект в большей степени влияет на осуществление полноценного общения и как следствие благоприятных межличностных отношений.

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы.

К концу дошкольного возраста дети осваивают социальные нормы и смыслы человеческих отношений. У ребенка появляется потребность во взаимопонимании и сопереживании, которая определяет форму и стиль его поведения.

В том случае, когда у ребенка наблюдается общее недоразвитие речи, вследствие чего он отстает в своем развитии от возрастной нормы, у него отмечаются: бедность фантазии, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм, несформированность игровых навыков и навыков общения. Все это, в свою очередь, приводит к трудностям согласования своих действий с действиями партнера в совместной деятельности и неумению сотрудничать.

Поэтому, фундаментальной задачей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи, является развитие у них социальных функций, коммуникативных способностей, формирование у детей гуманного отношения к людям и, в частности, способности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками.

                                                                                                       учитель-логопед

                                                                                                        Купчина Р.Ю.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Методы преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

Представлен опвт работы как и какими методами преодолеть дефект  речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь есть как теоретическая часть так и практическая. Использованы требования: научно...

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...