Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Мосияш Екатерина Валерьевна

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_4.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Месяц

Тема

Направление работы

Упражнение

Январь

Зимние забавы

Развитие орального праксиса

«Ловим снежинки»

Цель: развитие способности удержания широкого языка

Ход игры: «представь, идёт снегопад. Давай будем ловить снежинки ртом». На счёт 5-10 удерживаем язык в спокойном состоянии на нижней губе

«Сосульки»

Цель: развитие способности удержания узкого наряженного языка

Ход игры: «Представь, твой язычок тянется облизнуть сосульку, но она далеко. Потянись, оближи сосульку». Удерживаем на счет 5-10 язык в напряженном состоянии на нижней губе.

Развитие ручного праксиса

Играем в зимний зоопарк. Какие животные не впадают в спячку? Сейчас будем слушать стишки и изображать этих животных.

«Заяц»

Цель: развитие способности к поиску и удержанию пальцевой позы

Ход игры: «Вот смотри, два пальчка

Это – ушки зайчика

От страха заинька дрожит

И ушами шевелит»

«Коза»

Цель: развитие способности к поиску и удержанию пальцевой позы

Ход игры: «У козы торчат рога, может забодать она!»

Февраль

День защитника Отечества

Развитие орального праксиса

Превратимся сегодня в машину!

«Труба»

Цель: развитие способности к удержанию трубочки из губ

Ход игры: Повторяем 3-5 раз. Удерживаем под счет 5-10. «У машины есть труба,

Очень длинная она!»

«Улыбка»

Цель: развитие способности к удержанию улыбки.

Ход игры:

Повторяем 3-5 раз. Удерживаем под счет 5-10. «Улыбается машинка – у неё помыта спинка»

Развитие ручного праксиса

«Цепочка»

Цель: развитие способности к удержанию кольца из 1-2/3/4/5 пальцев.

Ход игры: Поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, поочередно пропуская через них колечки из пальчиков другой руки.

Март

Весна

Развитие орального праксиса

Почувствуем ароматы весны:

Цель: развитие речевого выдоха

Оборудование: Разные цветы, например, ромашка, роза, мимоза и пр.

Аромат цветов: Поднести настоящий цветок с запахом к носу ребенка: вдох через нос, выдох через рот - 3 раза.

Цель: развитие подвижности артикуляционных мышц

Оборудование: кофе в зернах, палочки корицы, цельный мускатный орех, кольца свежего апельсина, ветки свежего розмарина, листья мяты, бутоны гвоздики, зерна целого кардамона.

Аромат кофе: Сплевывать кофейные зерна, уложенные на нижнюю губу

Аромат корицы: Удерживать палочку корицы на верхней губе положив ее на кончик языка        

Аромат муската: Перекатывать мускатный орех внутри полости рта от щеки к щеке        :

Аромат апельсина: Облизывать по часовой стрелке кружки апельсина кончиком языка, зафиксировав голову ребенка сзади.

Аромат розмарина: Покалывание/проведение легкого массажа веточками розмарина по щекам, губам.

Аромат мяты: Удерживая листочки мяты за щекой, вытолкнуть их языком.

Аромат гвоздики: Сплевывать бутоны гвоздики с кончика языка.

Аромат кардамона: Сплевывать зерна кардамона с кончика языка.

Развитие ручного праксиса

«Кошка»

Цель: развитие способности к удержанию пальцевой позы.

Ход игры: «А у кошки ушки,

Ушки на макушке.

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке».

Удерживаем согнутые фаланги мизинцев, остальные пальчики согнуты в кулачок и прижаты друг к другу.

«Бабочка»

Цель: развитие способности к удержанию пальцевой позы

Ход игры: Изобразим бабочку, которая только проснулась. Расправленные ладошки рядом друг с другом, большие пальцы переплетаются. Теперь пошевелим крылышками – подвигаем ладонями.

Апрель

Деревня, деревенский быт.

Развитие орального праксиса

«Поездка в деревню»

Цель: развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

Метериал: Деревянный, железный и пластиковый шпатели, палочки корицы, ватные палочки, зубочистки с подстриженными кончиками, мёд жидкий и в сотах, если у ребенка нет аллергии, сухарик, обмазанный малиновым вареньем, гладкая шерстяная нитка.

Бабушкины блины: положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, похлопать по нему шпателем.

Мостик через реку: Удерживая палочку корицы между верхней губой и носом, поднять-опустить голову

Коромысло: удержать ватную палочку кончиком языка на носогубной складке

Забор: удержать зубочистку кончиком языка на носогубной складке

Бабушкин мёд: Облизать губы, обмазанные мёдом, по часовой стрелке; проводить языком по сотам с медом вверх-вниз, влево- вправо

Сон на природе: Позёвывание с произнесением звуков «а, э»        

Бабушкина улыбка: Улыбнуться, губы втягивая внутрь, натягивая на зубы

Малиновое варенье: Слизывать малиновое варенье с длинного сухарика

Вязание шерстяных носочков: Проведение языком по натянутой шерстяной нитке слева направо, снизу-вверх

Развитие ручного праксиса

Пальцовка - Заборчик:

Цель: развитие способности к удержанию и переключению заданной ручной позы

Ход игры:

Займите начальное положение: сожмите левую ладонь в кулак и согните руку в локте так, чтобы кулак оказался на уровне ваших глаз.

Правую руку поднимите так, чтобы прямая ладонь шла перпендикулярно левой руке. Пальцы правой руки выпрямите, соедините вместе и сделайте так, чтобы средний палец правой руки касался запястья левой руки (там, где измеряют пульс). После этого поменяйте руки местами: правую ладонь сожмите в кулак и согните руку в локте так, чтобы кулак оказался на уровне ваших глаз. Левую руку необходимо поднять так, чтобы её прямая ладонь шла перпендикулярно правой руке. Делайте упражнение так, чтобы сверху всегда был кулак, а с другой стороны была ладонь.

«Мы с тобой построим загон

Будут коровки/собачки/лошадки жить в нём»

Май

Здравствуй, лето.

Развитие орального праксиса

Изображаем цвета лета.

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Оборудование: Помидоры черри, ягоды клюквы и малины, кольца апельсина, апельсин и лимон, кукуруза целая, зерна кукурузы, листья мяты, соцветия капусты брокколи, мелкая брюссельская капуста, морская каруста, базилик, шалфей, цветы голубого цвета по сезону, синие бабочки, вырезанные из бумаги, фиолетовая слива и чернослив.

Красный цвет в радуге.

Перекатывание языком мелких помидоров черри от одной щеки к другой, не открывая рта.

Кислая клюква – сладкая малина.

Улыбнуться в момент демонстрации малины – наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации клюквы.

Оранжевый цвет в радуге.

Облизывание колец апельсина по кругу по часовой стрелке и против, не двигая головой (взрослый фиксирует голову ребенка сзади):

Кислый лимон — сладкий апельсин.

Улыбнуться в момент демонстрации апельсина - наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации лимона.

Желтый цвет в радуги.

Сплевывание с кончика языка зерен кукурузы -проведение языком вверх-вниз по початку кукурузы.

Зеленый цвет в радуге.

Вдох носом (вдохнуть аромат), выдох ртом на листья мяты, базилика, шалфея.

Разная капуста.

Проведение языком слева направо по соцветиям капусты брокколи - перекатывание внутри рта маленькой брюссельской капусты - втягивание в рот морской капусты.

Голубой цвет в радуге.

Носом вдыхать аромат сезонных цветов голубого цвета, выдох ртом на их соцветия        

Синий цвет в радуге        Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на синих бабочек, вырезанных из бумаги.

Фиолетовый цвет в радуге.

Слива и чернослив. Надуть щеки при демонстрации сливы, втянуть щеки внутрь рта при демонстрации чернослива.

Развитие ручного праксиса

«Мостик через реку»

Цель: развитие способности к удержанию и переключению заданной ручной позы.

Ход игры: Согните левую руку в локте и отведите локоть в сторону так, чтобы пальцы оказались на уровне вашего подбородка. Оптимальное расстояние между вашим подбородком и пальцами  20 – 35 см. Выпрямите и соедините вместе указательный и средний пальцы левой руки (они должны «смотреть» в правую сторону), остальные пальцы держите в согнутом виде. Аналогичным образом согните правую руку в локте и отведите локоть в сторону. Выпрямите и соедините вместе безымянный палец и мизинец (они должны «смотреть» в левую сторону), остальные пальцы держите в согнутом виде. Соедините выпрямленные пальцы правой и левой рук так, чтобы получился своеобразный пазл. Выполнив эти действия, поменяйте руки местами и соедините выпрямленные указательный и средний пальцы правой руки с выпрямленными безымянным пальцем и мизинцем левой руки. Тщательно следите за тем, чтобы все пальцы были вместе и старайтесь их не оттопыривать.

«Мы с тобой построим мостик

Чтобы к лету прийти в гости

Мы с тобой создали мост

Здравствуй, долгожданный гость!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры»

Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры....

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) для детей дошкольного возраста с тяжѐлыми нарушениями речи (ТНР) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общео...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего и гармоничного развития детей с ТНР, что достигается путём создания комплекса коррекц...

Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр....