НОД по экологии и развитию речи в подготовительной группе по теме "Золотая осень" с использованием приемов ТРИЗ и РТВ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Занятие по экологии и развитию речи  в подготовительной группе детского сада на тему: "Золотая осень" с использованием приемов ТРИЗ и РТВ совместно воспитателя и логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по экологии и развитию речи по теме "Золотая осень" с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ совместно воспитателя и логопеда

Программное содержание

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Маска зайца, письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Структура занятия

  1. Организационный момент - загадка
  2. Сюрпризный момент - письмо от зайцев.
  3. Заполнение таблицы -" Какие осадки бывают?"
  4. Игра "Погода осенью"
  5. Дидактическое упражнение - Какая осень бывает? (соотношение с картинкой)
  6. Дидактическое упражнение - "Назови осенние месяцы. Природа осенью"
  7. Чтение воспитателем стихотворения "Осень" по таблице.
  8. Вопросы и ответы.
  9. Физминутка "Листочки"
  10. Д/упражнение "Как звери готовятся к зиме".
  11. Игра "Лесное эхо".
  12. Анализ. Что больше всего понравилось и запомнилось.
  13. Сюрпризный момент, посылка от осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это видеописьмо?

Детский сад "Звездочка " детям подготовительной  группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

«Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Логопед Игра "Погода осенью"(работа по карточкам)

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно – ясная

Игра «Погода осенью» (игра с мячом)

 «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью? Когда идет дождь — дождливая. Когда дует ветер – ветреная. Когда светит солнце — солнечная. Холодно — холодная. Пасмурно — пасмурная. Сыро — сырая. Хмуро — хмурая. Ясно – ясная.

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя 

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Логопед : А теперь ребята посмотрите на экран (слайд), что изображено на картинке? (слайд - листопад) образование слова

Послушайте четверостишие про осенние деревья:

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

 С желтой березы тоже капало,

 Значит, береза тоже плакала

Логопед : Как вы думаете, почему плакала береза? Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки). Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки? Дети: (Мало солнца, стало холодно) Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

(звучит музыка, дети танцуют)

Воспитатель

Физминутка «Листочки». (С листочками)

Мы листочки осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились , полетели

Весело они летели

И на землю сели.

Логопед Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Необыкновенный листок»

Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе

много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран».

Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние

клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить,

где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках –

дерево, куст, трава.

Логопед  Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие

бывают осенние листочки. (листочки бывают разные – зеленые, желтые,

красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие.

Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их

не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные

или с зубчиками.

Логопед: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа

— как он появился на свет?

Дети отвечают.

Логопед: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа

предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

Логопед: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.

Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек?

Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.

Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни зайца?

Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на

белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам

шубку или нет.

Пройдите к столу.

На столах: лист А4, силуэты зайцев.

Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите

серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?

Это для зайки плохо или хорошо?

Воспитатель: А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать

зимой? Это плохо для зайки или хорошо?

(Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на

снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому

снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в

снег)

Воспитатель: Как мы зайцам сообщим, что наступила осень, и зайцам пора

менять серую шубку на белую?

Дети отвечают: Написать письмо.

Логопед : Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам

про осень?

(слайд - Осень)

(Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Деревья голые Травка

повяла. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие

птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк

заметят)

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства,

что осень прошла через наш поселок и направилась в лес, что зайцам пора

менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот

эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Я отнесу его на почту.

Воспитатель: А вам, ребята, я предлагаю весело провести время на прогулке,

а потом самостоятельно придумать рассказ и зарисовать его маленькими

рисунками-схемами. И мы с вами создадим свою книгу интересных

рассказов.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.




Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по экологии и развитию речи по теме "Золотая осень" с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ совместно воспитателя и логопеда

Программное содержание

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Маска зайца, письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Структура занятия

  1. Организационный момент - загадка
  2. Сюрпризный момент - письмо от зайцев.
  3. Заполнение таблицы -" Какие осадки бывают?"
  4. Игра "Погода осенью"
  5. Дидактическое упражнение - Какая осень бывает? (соотношение с картинкой)
  6. Дидактическое упражнение - "Назови осенние месяцы. Природа осенью"
  7. Чтение воспитателем стихотворения "Осень" по таблице.
  8. Вопросы и ответы.
  9. Физминутка "Листочки"
  10. Д/упражнение "Как звери готовятся к зиме".
  11. Игра "Лесное эхо".
  12. Анализ. Что больше всего понравилось и запомнилось.
  13. Сюрпризный момент, посылка от осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это видеописьмо?

Детский сад "Звездочка " детям подготовительной  группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

«Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Логопед Игра "Погода осенью"(работа по карточкам)

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно – ясная

Игра «Погода осенью» (игра с мячом)

 «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью? Когда идет дождь — дождливая. Когда дует ветер – ветреная. Когда светит солнце — солнечная. Холодно — холодная. Пасмурно — пасмурная. Сыро — сырая. Хмуро — хмурая. Ясно – ясная.

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает, а ноябрь осень заканчивает.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя 

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Логопед : А теперь ребята посмотрите на экран (слайд), что изображено на картинке? (слайд - листопад) образование слова

Послушайте четверостишие про осенние деревья:

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

 С желтой березы тоже капало,

 Значит, береза тоже плакала

Логопед : Как вы думаете, почему плакала береза? Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки). Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки? Дети: (Мало солнца, стало холодно) Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

(звучит музыка, дети танцуют)

Воспитатель

Физминутка «Листочки». (С листочками)

Мы листочки осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились , полетели

Весело они летели

И на землю сели.

Логопед Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Необыкновенный листок»

Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе

много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран».

Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние

клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить,

где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках –

дерево, куст, трава.

Логопед  Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие

бывают осенние листочки. (листочки бывают разные – зеленые, желтые,

красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие.

Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их

не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные

или с зубчиками.

Логопед: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа

— как он появился на свет?

Дети отвечают.

Логопед: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа

предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

Логопед: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.

Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек?

Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.

Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни зайца?

Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на

белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам

шубку или нет.

Пройдите к столу.

На столах: лист А4, силуэты зайцев.

Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите

серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?

Это для зайки плохо или хорошо?

Воспитатель: А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать

зимой? Это плохо для зайки или хорошо?

(Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на

снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому

снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в

снег)

Воспитатель: Как мы зайцам сообщим, что наступила осень, и зайцам пора

менять серую шубку на белую?

Дети отвечают: Написать письмо.

Логопед : Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам

про осень?

(слайд - Осень)

(Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Деревья голые Травка

повяла. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие

птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк

заметят)

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства,

что осень прошла через наш поселок и направилась в лес, что зайцам пора

менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот

эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Я отнесу его на почту.

Воспитатель: А вам, ребята, я предлагаю весело провести время на прогулке,

а потом самостоятельно придумать рассказ и зарисовать его маленькими

рисунками-схемами. И мы с вами создадим свою книгу интересных

рассказов.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе

Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе « ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН

Используя технологию синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Маленькие экологи со Сказочной Планеты»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маленькие экологи со Сказочной Планеты»...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Друзья леса" с использованием элементов техники ТРИЗ.

Конспект занятия по речевому развитию рассчитан на детей 6-7 лет во время работы летом в детском саду. Данная тема является актуальной для детей этого возраста, так как в школе им необходимо будет сос...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну волшебных слов» Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.

Открытое занятие  по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы....