методическая разработка
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Взаимодействие детского сада и семьи  по развитию речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи  по развитию речи дошкольников.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.  К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс успешного обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислалии.

Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении, начинают задавать бесчисленные вопросы о причинах плохой успеваемости ребенка по русскому языку. Поэтому взаимодействие педагогов детского сада и родителей – необходимое условие полноценного, а главное своевременного, речевого развития или коррекция речевого развития, если есть нарушения (и они вовремя выявлены). Начинать работу над речью ребенка надо с раннего детства и, особенно, когда ребенок приходит в детский сад и у родителей есть возможность сравнить речь своего ребенка с речью его сверстников. Воспитатели и специалисты учреждения всегда могут дать грамотную консультацию и советы по речевому развитию.

Для правильной оценки речевых способностей ребенка и дальнейшего плодотворного взаимодействия с педагогами детского сада необходимо учесть следующие моменты:

  • Следует реально  оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  • Если ли родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо боятся обращаться за консультаций к специалистам. Не надо ждать,  когда закончится процесс развития речи ребенка (5-6 лет), - необходимо оказать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи.
  • Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формой является лишь составной частью.
  • Необходимо весьма осторожно относиться к раннему внедрению иностранных языков в жизнь ребенка. Почти все языки вступают в некоторое противоречие между собой. Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считают речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим  серьезной работы по исправлению.

Важно не игнорировать «домашние задания», которые даются воспитателями и логопедом, так как они направлены на:

-формирование различных речевых навыков, например: артикуляции;

-выявление уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: фонематического слуха.

«Домашняя игротека»  знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуется «играть в кухне». Например: предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 «Помогаю маме».  Большую часть времени Вы проводите в кухне. Вы заняты, а ребенок постоянно где – то рядом. Предложите ему побыть «Золушкой», перебрать горох, гречку и т.д. Тем самым это и посильная помощь Вам и развитие моторики рук.

Волшебные палочки» Можно предложить ребенку выложить изображение из счетных палочек (или подготовленных заранее для этой цели спиче). Выкладывая простейшие геометрические фигуры, ребенок предлагает вам отгадать изображение. Вас это не отвлечет, достаточно только мимолетного взгляда, а ребенок развивает творчество и воображении, пальцы рук.

Можно проводить игры, не требующие специальной подготовки, игры на обогащение словаря:

  • «Давайте искать в кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? (капуста, лук, морковь …); какие из винегрета? Какие из кухонного шкафа?
  • «Угощаю». Угости меня ……? (вкусным: пирожное, мороженое); (кислое: лимон, слива; соленым: рыба, чипсы; сладким: конфета …).
  • «Приготовим сок» из яблок (яблочный), из сливы (сливовый), из винограда (виноградный) … .

 Одна из рубрик «домашней игротеки» «Мастерская Золушки».  Для развития мелкой моторики можно предложить ребенку выложить узор из пуговиц, ниточек на пластелиновую основу или бархатную бумагу (пока вы шьете, зашиваете и у Вас под рукой пуговицы и цветные нитки.

По дороге из детского сада домой можно предложить поиграть в игры:

  • «Я заметил» - Давай посмотрим кто из нас самый внимательный? Будим называть предметы мимо которых проходим и укажем какие они. Почтовый ящик - он синий, большой, прямоугольный; кошка - она пушистая, серая, гибкая, ласковая, замерзшая.
  • «Волшебные цвета» - Назови предметы синего цвета, красного цвета … .

Игры на слоговую структуру слов:

  • Перепутаница». Жили – были слова. Однажды они все танцевали и перепутались. Давай поможем им распутаться? Босака – собака, ловосы – волосы, посали – сапоги.
  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Ворона каркает, а воробей … (чирикает), сова летает, а заяц … (прыгает, бегает).

Игры на развитие грамматического строя речи:

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку об «упрямых» словах. Которые никогда не меняются: пальто, кофе, шампунь, кино, платье. И придумайте разные предложение с использованием таких слов. (У мамы красивое пальто. Саше купили новое пальто, Мы повесили свои пальто на вешалку).

Подвижные игры и игры малой подвижности:

  • «С мячом». - Я буду бросать тебе мяч и называть слово, а ты будешь ловить его, только если слово начинается на звук «м» (или в слове есть звук «о»).
  • «Лягушка». – Будишь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки - опускаешь низко руки. (По аналогии на другие звуки).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...