Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми
статья по логопедии

Клюшина Галина Михайловна

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Кроме того внедрение ИКТ в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

           Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с  неговорящими детьми

      Мы живем в XXI веке, веке информации.   Современные информационные  технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

     Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

      Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от учителя-логопеда: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д.

     С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные.

     Для ребенка дошкольного возраста, игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной.

     Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции.

     Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания.

     В рамках компьютерной программы ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребенка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.

    Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаки. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму доступного экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.

   Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития у них логического мышления. У неговорящих детей отмечаются бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений. Формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач, чему в значительной степени способствует компьютерная деятельность. Дети изучают различные виды причинности, нажимая на кнопки клавиатуры, обращая при этом внимание на появляющиеся на экране символы. Развитию воображения и творческого мышления способствуют игры-раскраски, программы-конструкторы и т.п. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными для детей 5 лет. Это происходит за счет того, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает ему понимание происходящего.    

     Существует достаточное количество компьютерных программ для формирования у детей сенсорных эталонов. В компьютерных играх существует возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки, самому ребенку найти ее причину и исправить. Многие детские компьютерные программы включают раскраски, которые также помогают ребенку быстро и в игровой форме освоить названия цветов. Учитывая затруднения неговорящих детей, возникающие при восприятии стилизованных изображений, целесообразно не использовать в работе компьютерные программы, содержащие подобную графику.

   Использование демонстраций фотографий и слайд-фильмов, созданных на компьютерах, организация логопедического занятия с использованием виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, вызывает интерес у детей с речевыми нарушениями эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

   Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации.

   Многие традиционные логопедические игры, облеченные в форму компьютерной игры, становятся более привлекательными для неговорящего ребенка, повышая его мотивацию. Например, традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране, с целью узнавания глаголов со сходным значением логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере (преимущество перед традиционными картинками — динамическая наглядность) и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает (шьет — вяжет; жарит - варит; моет — стирает; лежит — спит и т.д.).

  Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию предметов. Например, при изучении лексической темы «Цветы»: ребенок раскладывает фотографии цветов в электронном виде в папки «Лес » и «Сад», соответственно делит цветы на две группы: «садовые» и «лесные». Другой вариант может быть использован при изучении лексической темы «Животные»: классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому.

  В соответствии с описанными временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИТ, в занятие должны обязательно включаться игры и игровые упражнения, активизирующие разные виды деятельности ребенка, в частности перцептивную.

    Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

    В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

"Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития...

Мастер-класс по использованию скрепышей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми

В данном материале рассказывается, как на логопедическихиндивидуальных. подгрупповых и фронтальных занятиях можно использовать миниатюрные резиновые фигурки- скрепыши....

Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в ...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

«Использование межполушарных досок в коррекционной работе учителя-Логопеда с детьми с ТНР»

В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, для достижения лучших результатов, значимую  роль играет развитие  межполушарного взаимодействия   у детей....