Игры на формирование воздушно струи
консультация по логопедии (средняя группа)

Игры на формирование воздушно струи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vozdushnoy_strui_-_kopiya.docx147.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Подуем в трубочку»

Цель: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

ОписаниеСделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

       Игра «Разноцветные листочки»

Цель: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудованиенебольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

ОписаниеНа уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ» 

Цель: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудованиеблюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

ОписаниеРекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра    «Отгадай, что за фрукт»

Цель: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудованиеваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

ОписаниеРекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Фокус»

Цель: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

ОписаниеГубы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в ворота»

Цель: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

ОписаниеВзрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Буря в стакане»

Цель: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудованиестакан с водой, соломинка.

ОписаниеВ стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Погудим!»

Цель: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудованиелюбые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

ОписаниеВзрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Лодочки» 

Цель: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудованиетаз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

ОписаниеРебенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Цель: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиебумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

ОписаниеИгра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Цель: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудованиенеплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

ОписаниеРебенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Цель: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудованиефигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание«Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Вертушка»

Цель: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиесначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

ОписаниеРебенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Цель: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

ОписаниеРебенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Цель: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиепесочный набор, маленькие свечки для торта.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку задувать свечки. Ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Цель: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудованиелюбая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

ОписаниеВзрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Кто дольше?»

Цель: развить речевое дыхание, силу голоса.

ОписаниеИгра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество      детей с речевой патологией.       У детей присутствуют нарушения звуко...

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Игры и упражнения для формирования воздушной струи в процессе коррекции нарушений звукопроизношения

В статье приведены примеры игр и дыхательных упражнений для формирования воздушной струи. Данный материал предназначен для детей, имеющих нарушения речи, а так же родителей и педагогов....

Педагогическая находка «Игры на формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста»

Привлечь внимание общественности к проблеме речевых нарушения у детей дошколного возраста, к важности у детей выразительной и четкой речи, в частности формирования у них воздушной струи...

Мастер-класс «Весёлый ветерок. (Игры на формирование воздушной струи у детей дошкольного возраста)»

Научить педагогов изготавливать и применять в коррекционной работе игровое пособие (тренажер)на формирование воздушной струи у детей....