Лексический материал
материал по логопедии (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

Лексико - грамматические упражнения по теме: "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

лексическая тема « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Существительные:

кошка,  собака,  корова,  коза,  лошадь,  свинья,  овца,  кот,  котята,  щенки,   телята,   жеребята,  

 ягнята,   поросята, крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.

Глаголы:

мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать,  кормить,  сторожить,   охранять,   играть,   пасти,   плавать,

кормиться,   визжать,   доить,   ласкаться,   кусаться,   пастись, облизывать, подковать, объездить.

Прилагательные:

пушистый,   гладкий,   рогатый,   ласковый,   упрямый,  копытные,  молочные,   бодливый,   ловкий,   неуклюжий,

шустрый , игривый , заботливый .

 Пальчиковая гимнастика

ПОЧЕМУ НЕ  СПЯТ КОТЯТА?

Что случилось у котят?                  (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Почему они не спят?

Почему буфет открыли,               (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

                                                      сначала на правой, а затем на левой руке) 

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком  разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали  книжку?

Потому что ловят мышку.               ( Пальцами изображают коготки — «ловят  мышку».)

В. Степанов

 1.Диалог Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   интонационную  выразительность речи.КОШКИ-МЫШКИ Сказала Кошка Мышке:

— Давай с тобой дружить!

И  будем этой дружбой

До  смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала Мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка!

— Ну что ж! — сказала Кошка. —

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалки

У  мышек не отнять!

                                 С. Михалков

 2.Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход игры.

Учитель – логопед  предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:

Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь  живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне.

 3.Игра «У кого пропал детеныш?»

Цели:  развивать зрительное внимание,  зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры.  На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам.  Затем воспитатель одну

картинку   убирает.   Дети   должны   догадаться,   какой   детеныш «потерялся».

 4.Игра  «Что забыл раскрасить художник ?»

Цели:   развивать   грамматический   строй   речи   (образование притяжательных   прилагательных);   

развивать   зрительное  внимание и наблюдательность.

Ход   игры.  Взрослый   предлагает   детям   рассмотреть картинку,   на   которой   изображены   

домашние   животные,   и спрашивает,   кого   нарисовал   художник.   Затем   воспитатель обращает  внимание  детей на  то,  что у  каждого животного  не

раскрашена   одна   деталь.   Что   не   раскрашено   у   каждого животного?

Например:

У   коровы   не   раскрашены   коровьи   рога.   У   кошки   не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

 5.Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели : развивать зрительное внимание .

 

6.Игра  «Кто лишний ?»

Цели:   развивать   логическое   мышление,   учить   связному монологическому   высказыванию,  

 закреплять   обобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход игры.  Взрослый выкладывает перед детьми картинки  и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди

животных лишнее и объясняет свой выбор.

Например:

Лиса лишняя, т.к. она — дикое животное, все остальные — домашние.

Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе.  В  конце   игры  воспитатель   предлагает  детям  сосчитать

количество слогов в названии лишнего животного на картинке.

 7.Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать имена существительные с числительными.

Ход   игры.   Взрослый   предлагает   детям   посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

 8.Игра «Праздник у животных»

Цели:  уточнять  представления  детей о  том,   чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

Ход   игры.  На   столе   предметные   картинки   с   изображением угощений  для   разных животных.  У детей  —  изображения   этих

домашних  животных.  Дети   должны  найти   угощение   для  своих  животных.

Например:

У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

 9.Игра «Расставь по загонам»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход   игры.  Учитель - логопед   помещает   на   магнитную   доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый  загон   можно   «загнать»   животных,   названия   которых состоят из одного слога,  во второй загон — из двух слогов,  в третий  —  из   трёх   слогов.  Дети   по   одному   выходят   к  доске,  выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и

ставят рисунки в соответствующие «загоны».

Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова,  лошадь.

 10.Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Учитель – логопед  раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово

задумано по первому и последнему звуку . Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается

результат.

Например: Первый звук [п ], последний — [а] (папа).

 Игра «Назови слово»

Цели:  совершенствовать   фонематические   процессы,   учить определять  количество и последовательность  гласных звуков в слове.

Ход игры. Учитель – логопед  выставляет перед детьми схемы слов  с  обозначенными   на  них   гласными   звуками,  дети  отгадывают

название животного по схеме.

_ О____А — кошка _ О _ А _ — лошадь_ Ы    — бык _ А _ А _ — баран

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты