Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
статья по логопедии

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.lisitsyna.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Лисицына,

учитель-логопед

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время наблюдается негативная тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные недостатки в развитии. Категория детей с нарушениями речи является самой многочисленной среди них. Нарушения речи могут быть обусловлены различными факторами, от которых зависит тяжесть речевой патологии. Самым тяжелым нарушением речевой деятельности является общее недоразвитие речи (ОНР). Причиной данного нарушения выступает поражение центральной нервной системы, а именно речевых центров Брока или Вернике. При общем недоразвитии речи страдают все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Таким образом, одним из симптомов ОНР является недостаточное развитие связной речи. Дети с данным нарушением имеют существенные недостатки в составлении связных высказываний описаний, повествований и рассуждений. Поэтому одной из главных задач коррекционной работы с детьми с ОНР (III) является развитие их связной речи.

Развитие речи, речевого общения, является главнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников. К концу дошкольного возраста, речь детей с нормой развития должна быть достаточно сформированной, ребенок должен уметь самостоятельно составлять рассказы, пересказывать близко к тексту. Рассказы детей должны быть логически построены, состоять из нескольких предложений, характеризующих существенные стороны и свойства описываемого предмета, события.  Показателем готовности детей к школьному обучению выступает именно достаточный уровень развития связной речи.

Изучением связной речи занимались специалисты таких научных областей, как психология, лингвистика, нейропсихология, специальная педагогика. Характеристика связной речи представлена в трудах: В.К Воробьевой, А.А. Леонтьева, О.С. Павловой и др.

Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Она обладает относительной самостоятельностью и законченностью. Связная речь представляет собой ряд развернутых предложений, связанных по смыслу и грамматически. Связная речь понимается как продукт речевой деятельности – высказывание. По мнению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания [5]. По мнению Л.С. Выготского развитие речи ребенка в онтогенезе происходит последовательно: от слова к соединению 2-3 слов, далее происходит переход к простой фразе, позже к сложным предложениям. Конечным этапом в этой сложной цепи представляется, полноценная, развитая, связная речь. Основной функцией, которую выполняет связная речь является – коммуникативная функция. Она позволяет устанавливать связи с окружающими людьми, взаимодействовать с ними, регулировать нормы поведения в обществе. Исторически можно выделить две основные формы связной речи: диалог и монолог.

Диалог - это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми. Монолог - этo фopмa peчи, oбpaщeннoй гoвopящим к caмoмy ceбe, нe paccчитaннoй нa cлoвecнyю peaкцию дpyгoгo лицa. Moнoлoгичecкaя peчь, в oтличиe oт диaлoгичecкoй, xapaктepизyeтcя cвoeй paзвepнyтocтью, чтo cвязaнo co cтpeмлeниeм шиpoкo oxвaтить тeмaтичecкoe coдepжaниe выcкaзывaния, нaличиeм pacпpocтpaнeнныx кoнcтpyкций, гpaммaтичecкoй иx oфopмлeннocтью. Монолог в устной речи может быть представлен в виде рассказа и пересказа [1]. Рассказ представляет собой структурированное словесное изложение каких-либо событий. Пересказ – это последовательное изложение услышанного либо прочитанного текста. В письменной речи монолог представляется в форме сочинения и изложения. В целом монологическая речь, как устная, так и письменная, может быть выражена в трех основных типах высказывания: повествовании, описании, рассуждении.

Все эти формы и типы речи не присваиваются в готовом виде человеку при рождении. Речь ребенка проходит большой путь развития, начиная от гуляния, лепета, заканчивая полноценной сформированной связной речью. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи [2]. В процессе онтогенеза речь формируется параллельно с физическим и умственным развитием малыша и служит показателем его общего развития.

При ОНР (III) дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, это обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического и лексико- грамматического, а также недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Кроме того, значительно осложняет процесс становления связной речи у детей с ОНР наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались: А.М. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко и др. 

При ОНР(III) дети мало пользуются прилагательными и наречиями. В своих высказываниях дошкольники используют преимущественно простые распространенные предложения. Рассказ – описание для них практически недоступен.  Особо выраженные затруднения, как отмечает В.П. Глухов, дети испытывают в изложении элементарной последовательности событий, недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные связи, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств [3]. Дети с ОНР (III) используют многие слова в расширенном и диффузном значении. Их рассказы выглядят как набор непоследовательных аграмматических фраз, отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднение в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.  По мнению В.П. Глухова, несформированность связной речи при ОНР связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи [4]. 

Таким образом, у детей с ОНР (III) отмечаются серьезные нарушения связной речи. Формирование данного компонента речевой системы у детей с ОНР (III) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе. Ведь именно развитая связная речь позволяет ребенку достойно осваивать школьную программу.

Литература и примечания:

[1] Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –  М.: В. Секачев, 2007. – 120 c.

[2] Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: СПб. «Детство-пресс», 2007. – 127 c.

[3] Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников общим речевым недоразвитием. – М.: Аркти, 2006. – 194 с.

[4] Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: Астрель, 2005. – 352 с.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: СПб. Питер, 2011. – 137 c.

© А.В. Лисицына, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...