Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по логопедии

 

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формирования речевого развития  у детей.  Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: познавательную  активность, снижается продуктивность запоминания,   логическая и смысловая память, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nazarycheva_s.a.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №9

городского округа Чапаевск Самарской области

Структурное подразделение  реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования Детский сад № 23 «Улыбка»

Консультация для педагогов

«Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила учитель- логопед: Назарычева С.А.

2020 год

         Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формирования речевого развития  у детей.

         Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: познавательную  активность, снижается продуктивность запоминания,   логическая и смысловая память, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности.

         По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности ребенка при  реальном взаимодействии с  объектами и явлениями живой и неживой природы, а также через общение с взрослыми.

        Вначале общение взрослых с ребёнком носит односторонний, эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение  переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок включается в   речевую деятельность, сознательно приобщается к общению с помощью языка.

          Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребёнком в процессе общения.

Различают два вида словаря - активный  и пассивный.

          Активный словарь включает  те лексические единицы, которые используются  для составления собственного высказывания.

         Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются человеком (ребенком)  при восприятии чужого высказывания.

         Каждый из этих словарей может быть охарактеризован по двум параметрам количественному (объем) и качественному (семантическое содержание).

        Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания.

Словарным запасом ребенок начинает овладевать на втором году жизни. Самые первые слова в его речи обычно появляются к первому году жизни. Это аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняетзаданное.

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняются значения слов.

Ребенок общается с окружающими развернутыми формами. Значительно возрастает его активный словарь. Постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Возрастает интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. Из них по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8% - прилагательные, 5,8% наречия. [Гвоздев А.Н., 2007г., с.472]

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

         Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь.

          Ребенок, имеющий трудности в речевом развитии, будет иметь сравнительно меньший запас, чем его сверстники с речевой нормой.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

         Бедность словаря проявляется в том, что даже 6-летний ребенок с ТНР не знает многих слов: названий инструментов, ягод, рыб, цветов,  профессий, частей тела и предметов, дети затрудняются в назывании обобщающих понятий, слов отвлеченного  значения. Для детей  данной категории общим  характерны   лексические замены, трудности в подборе слов.  Отмечаются грубые нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов, назывании детенышей, а также подборе родственных слов. Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных множественного числа, родительного падежа, образовании притяжательных и относительных прилагательных.

         Дети с тяжелыми нарушениями  речи, определенно более сильно нуждаются в работе над их словарем, чем дети нормального развития. Это связано с тем, что у таких детей, помимо отставания в развитии речи, проявляются сопутствующие нарушения, что коррекционную затрудняет коррекционную работу с ними

Характерной особенностью словаря дошкольников с общим недоразвитием речи является:

1. Преобладание пассивного словаря над активным;

2. Трудности актуализации импрессивного словаря;

3. Затруднения в правильном соотнесении названия слов с их значением;

4. Замены одного слова другим;

5. Объем словарного запаса значительно ниже, чем у обычных детей.

При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя строиться на принципах сотрудничества, совместного планирования и обсуждения, что дает  возможность учитывать индивидуальные и речевые особенности  детей. Воспитатель  закрепляет навыки правильной речи, выполняет рекомендации логопеда по  уточнению и расширению словаря детей. Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Формирование словаря идет по следующим направлениям:
- расширение объема словаря и представлений об окружающей  действительности;
- уточнение значения слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей, лексической системы родного языка;
- активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.
Рассмотрим основныепринципы работы по формированию предметного словаря  на материале изучении лексических  тем.

 (Например по теме :«Мебель»)

  1. Работа над активизацией предметного словаря.(называние существительных по теме, называние частей предметов, формирование обобщающего понятия, лексико-грамматические категории (Родительный падеж множественного числа, единственное и множественное число в именительном падеже, образование уменьшительно-ласкательной формы).
  2. Повторение и закрепление словаря.
    (Назывании видов, категорий,  классификация предметов,
    употребление с существительными простых и сложных предлогов.
  3. Дидактические  игры и упражнения:
    «Из чего делают мебель»?
    «Кто ремонтирует, делает мебель»?
    Магазин «Мебель»

«Один и много».
«Чего не стало»?
«Разложи по своим местам».
«Что общего? Чем отличаются»?

  1. Дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на картинку или схему.
    Дети упражняются в сравнении двух предметов.
    «Чего не хватает»?
    «Что можно положить на полку ( на стол, в стол, на кровать)»?
    Составление описательного и сравнительного рассказов
    Загадки и отгадки.

Список использованной литературы.

  1.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
  1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.
    Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997.
  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов,  создания актуальной предметно-пространственно...

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...