Речевое развитие детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Христофорова Наталья Александровна

Развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_4-5_let.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Речевое развитие детей 4-5 лет»

Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.

Активный словарь.

Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула). Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.

Грамматический строй речи.

 Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.

Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

Связная речь.

После 4 лет у детей кроме ситуативной, развивается контекстная речь. Еще, возможны, непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.

В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка. С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.

Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.

Речевой (фонематический) слух.

Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции, отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова). Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.

Произношение.

В речи детей пятого года жизни в встречаются некоторые нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки.

Шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] находятся на стадии формирования. В основном дети заменяют их свистящими звуками (сапка-шапка, зук-жук, ясик-ящик, звук Ч чаще заменяется звуком ТЬ темодан-чемодан).

Сонорные звуки [л], [л`], [р], [р`] в нормальном развитии речи могут формироваться от 5 до 6 лет. Ребенок может пропускать эти звуки или заменять на [й], звуки [р], [р`]  заменять на [л], [л`] (акета или якета или лакета, юкзак или люкзак). Если звуки [р], [р`]  произносятся горлом, врят ли ребенок сам справится с данным дефектом и у него появится нормальный звук [р]. Необходимо обратиться к логопеду, следовать его советам, выполнять артикуляционную гимнастику.

Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Если ребенок 4-5 лет неправильно произносит гласные звуки ([а], [у], [и], [о], [э], [ы]), звуки раннего онтогенеза ([т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`], [п], [п`], [б], [б`], [ф], [ф`], [в], [в`], [н], [н`], [м], [м`]) и свистящие звуки ([с], [с`], [з], [з`], [ц]), не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой, обращайтесь за помощью к логопеду.

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие года. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

Избежать ошибок помогут следующие советы.

  • Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
  • Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
  • При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
  •  Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
  • Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
  • Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи.
  •  Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, наказаний, угроз. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...