Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
статья по логопедии

Ерёмина Наталья Николаевна

Развитие речи – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно о степени его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

Развитие речи – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно о степени его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. 

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства. На каждом возрастном этапе они постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно. Задача развития связной речи аккумулировала в себе все ее стороны: фонетическую, лексическую, грамматическую. 

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. 

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН, выделено три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное, функциональное и когнитивное. В исследованиях второго направления авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т. п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка [25].

Возникновение и развитие речи

В литературе не раз встречались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже во взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с большим трудом удавалось научиться говорить. То, чем ребенок овладевает играючи за несколько месяцев, оказывалось для взрослого человека, ранее не знакомого с речью, чрезвычайно сложным делом. 

Следовательно, в жизни человека имеются благоприятные для изучения языка периоды.

Предпосылкой овладевания языком оказывается не только детский возраст. Уже в 8 недель ребенок начинает издавать звуки, среди которых преобладают гласные [а] и [и]. Лишь после полугода малыш может образовывать простые слоги, соединяя гласные и согласные звуки [м] или [б]. Первый восторг молодых родителей вызывает более или менее внятно произнесенное слово «ма-ма», сказанное ребенком скорее случайно, чем сознательно. Постепенно возникает установление связи между произносимым звуковым комплексом «ма-ма» или «па-па» и соответствующим лицом. Особое значение при изучении языка приобретает подражание. У детей, предоставленных самим себе, с которыми мало общаются, наблюдается замедленное развитие речи. Это касается не только аудирования слов и предложений, которое можно было бы осуществить с помощью магнитофона или других технических средств. На этом этапе созревания функциональных способностей головного мозга особое значение для ребенка и его развития приобретают все варианты общения. Малыш учится понимать синтаксис, структуру предложения и «схватывать» семантическую информацию, смысл предложения. Для этого нужно как слово, так и чувство, сочетание слова с осязанием, вкусом, зрением и др. Только совокупность этого опыта позволяет понятию или символу (в понимании второй сигнальной системы Павлова), оказывать соответствующее воздействие [14].

На втором году жизни ребенка наряду с непосредственно эмоциональной коммуникацией и общением на основе понимания возникает речевое взаимодействие. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. Правда, лепет в этот период приобретает качественно новый характер – в нём отрабатываются звуковые контуры будущих слов. 

Переход к словесной речи малыш осуществляет как бы с нуля, с крайне ограниченного набора звуков. Почему он не произносит звуки, присутствовавшие в его лепете? Потому что они непроизвольны и никак не контролируются сознанием. Достаточно сложная задача для малыша – артикулировать определенный звук, сверяя с помощью слухового анализатора полученный результат с уже выработанным, усвоенным из речи взрослых. Для чистоты произношения требуется определенный уровень развития фонематического слуха [2].

Развитие связной речи

Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, строящегося по законам литературного языка.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слов. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В нём представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, т. е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи [25].

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждом из этих аспектов имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект. Затем следует перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для таких текстов часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта присоединяется к его характеристике.

Повествование – это сюжет, разворачивающийся во времени и в логической последовательности. Основное значение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть четко выдержана.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно состоит из тезиса (начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Эти умения развиваются именно в рассуждении [25].

Итак, в центре развития связности высказывания находятся обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста (описания, рассуждения, повествования).

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

Существуют сензитивные периоды развития речи. Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи:

  • от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
  • от 2,5 до 3,5 лет – фаза овладения развернутой фразовой речью;
  • от 5 до 6 лет – этап формирования контекстной речи [27].

Очевидно, что большая часть периодов относится к раннему детству. Главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение. Необходимо развивать у малышей диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения [25]. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с малышом.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно интонировать отдельное предложение способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом [25].

Важно описывать с ребенком игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

При обучении детей повествованию важная роль отводится разным способам организации зачинов, использованию разнообразных лексических и грамматических средств [25].

Важнейшей составной частью работы над формированием предпосылок связной речи является развитие понимания и структурирования фразы.

Необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.

Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: «кошка», «мишка», «лягушка» и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: «идет», «бежит», «сидит» и др.

С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам [23].

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью малыша, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, глубоко затронуты эмоции детей, изобретателен педагог или родитель.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста

В первый год жизни ребенок быстро растет. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливается к выполнению функции «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Этот процесс имеет следующие этапы:

  • от рождения до 2,5–3 месяцев;
  • от 2,5–3 до 5–6 месяцев; 
  • от 5–6 до 9–10 месяцев; 
  • от 9–10 месяцев до года. 

Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, станет полноценной частью общества.

Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, родители, няня и др.) должны: 

1) говорить с ребенком во время его кормления, купания, пеленания, укладывания спать; 

2) заниматься специально (1–2 минуты в день); 

3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.

До года малыш общается только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Взрослый обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.

Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из обращенной к нему связной речи взрослых. 

До 2,5–3-х месяцев у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками. Родители должны поощрять эти действия. На втором – третьем месяце радость при общении с взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки. Родитель должен имитировать эти звуки и тем самым вызывать у малыша желание повторить их. От 2,5–3-х до 5–6 месяцев у ребенка развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего его взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С четырех месяцев ребенок начинает громко смеяться, он привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру.

Постоянно разговаривая с ребенком, взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3–4 месяца — гортанные звуки, в 5 месяцев — певучие гласные (гуление, свирель); в 5–6 месяцев — слоги («ба», «ма», «па»). Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи.

От 5–6 до 9–10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы малыш прислушивался к собственным голосовым реакциям. 

От 9–10 месяцев до года необходимо продолжать воспитывать слуховое сосредоточение при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и новых сочетаний звуков, чтобы к году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: «мама», «папа», «баба», «деда», «дай-дай», «иди-иди», «кс-кс», «ав-ав», «ам-ам» и др. Это начало усвоения лексики родного языка.

Началом работы по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Этот процесс начинается с предречевой ориентации малыша в окружающем. До 2,5–3 месяцев необходимо обеспечивать разнообразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от людей и предметов. Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимся предметом.

В 7 месяцев на вопросы взрослого «Где мама?», «Где часы?» и тому подобные ребенок поворачивается в сторону названного человека или указывает на статичный предмет.

К 8—9 месяцам малыш настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В 9 месяцев дети начинают понимать слова, обозначающие знакомые движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку», «садись», «ложись») и с готовностью выполняют их. От 9—10 месяцев до года малыш может научиться различать имена близких. Его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, действий и движений. Его активный словарь при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: «мама», «папа», «дядя», «дай», «иди», «ав-ав», «би-би», «му» и т. п. Хотя понимать он может гораздо больше.

Развитие грамматических навыков

Усвоение грамматики у ребенка начинается с осознания обращенных к нему вопросов: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п. Он начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные, предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это начало мышления. Долг взрослого приложить все старания к развитию этого зародыша на следующем, втором году жизни малыша, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается.

Воспитание звуковой культуры речи

В период от года до года и шести месяцев взрослые продолжают развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам дети усваивают артикуляцию многих согласных звуков ([б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т]), поэтому могут более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить их.

Ребенка от года и 6 месяцев до 2-х лет надо научить интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать к выражению дружелюбных чувств.

Обогащение словаря

От года до года и 6 месяцев ребенок может научиться понимать: имена (своё и близких людей), названия некоторых предметов одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), мебели, посуды, некоторых средств передвижения, нескольких животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек. Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре («ложиться», «спать», «садиться», «одеваться», «гулять», «показать», «снять», «надеть», «открыть», «закрыть» и т. д.).

Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять.

От года и 6 месяцев до 2-х лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом («девочка», «мальчик», «бабушка», «дедушка», «тётя», «дядя»); предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее, в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой: он узнает, что вода, которой он умывается, течет из речки/озера. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко. Узнавая животных, ребенок учится показывать их в жизни, на картинках, в игрушках, а также н а з ы в а т ь («кошка», «собака», «рыбка», «птичка», «курочка») и подражать их голосам («мяу», «ав-ав», «чик-чи-рик», «ко-ко-ко»). Пытается называть основные части тела животных («хвост», «лапа»), движения («прыгает», «летает», «плавает»); учится называть овощи и фрукты. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).

Развитие грамматических навыков

На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов («в», «на», «под», «за», «от», «до») и форм соответствующих падежей («чашка стоит на столе», «молоко в чашке»). Формируется умение строить предложения, состоящие из трех—четырех слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?», «Что это?».

Развитие связной речи

В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать.

От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий («подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах об увиденном.

Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).

Взрослые всегда обращаются к ребенку со связной речью. Воспринимая ее, малыш вычленяет отдельные звуки, слова и грамматические формы, но это еще не речь. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему нужно говорить с детьми постоянно, четко, немногословно, медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: «надень рубашку», «принеси тапочки», «возьми лопатку/ совок», «закрой шкафчик», «ешь кашу», «пей молоко», «подай машину», «отойди от окна» и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок не только слышал их, но и видел движение губ взрослого. При разговоре малыш обычно смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.

Многие родители и воспитатели отмечают, что первое детское восхищение новогодней ёлкой дает разительный скачок в развитии речи, и к полутора годам ребенок произносит 60—70 слов. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник, но и хорошо рассмотреть игрушки, ёлочные украшения, подарки, обязательно называя их: «это бусы», «вот мишка», «это шар», «красный шар», «на елке игрушки» и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась ёлочка».

Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: называет предметы словами, употребляет некоторые глаголы (в основном в повелительном наклонении /«дай», «иди»/ или в неопределенной форме: «дать», «сесть»). Себя в этом возрасте он называет по имени («Алёша пить», «Федя бах»).

Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: “На машину”, “На куклу”», «Дай Феде мишку», «Скажи: “На мишку”»; «У кого бабочка?», «Скажи: “У меня бабочка”».

К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже». Можно провести занятие в виде игры: воспитатель прячет предмет, потом его показывает и называет. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой (растерянность и огорчение, когда игрушки нет; радость, когда она нашлась). Например, спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика». Потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это? Зайчик. Скажи: “Зайчик”».

Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова «большой — маленький», «больше — меньше». Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), воспитатель четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами: «машина — машинка»; «мяч (большой) — мячик (маленький)», «медведь (большой) — медвежонок (маленький)».

В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. Но прежде чем вводить в предложения прилагательные вместе с определяемым словом, нужно обязательно провести попутные наблюдения: «гольфы белые», «платье белое», «стена белая», «простынка белая», «снег белый». Или: «рубашка красная», «бант красный», «пальто красное». После этого ребенку будет легче составить предложения с использованием прилагательных: «Это красный карандаш», «Нет карандаша», «Нет красного карандаша». Естественно, что на первых порах дети будут затрудняться в согласовании слов. Однако путем тренировки, повторения фразы в различных вариантах они научатся правильно согласовывать прилагательное с существительным.

Очень много в развитии наблюдательности и, следовательно, мышления и речи дает  прогулка. Вот почему на улице обязательно нужно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Иногда малыш, который уже может сказать, что он хочет, при обращенной к воспитателю просьбе использует мимику и жест, а не слова. В таком случае нужно создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке ребенок просит совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель провоцирует его произнести слово «совок».

Развитию речи ребенка способствует показ картинок с изображением знакомых предметов. Рассматривание всегда нужно сопровождать вопросами («Что это?», «Что делает?»), т. е. побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например: «Кого держит девочка? Скажи: “Девочка держит мишку”»; «С кем играет девочка? Скажи: “Девочка играет с мишкой”».

В год и 8 месяцев полезно читать детям небольшие стихи из книжки А. Барто «Для самых маленьких». Хорошо, если воспитатель даст ребятам закончить известное им стихотворение.

К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов: названия окружающих предметов, обозначающих цвет признаков («зеленый огурчик», «зеленый листок», «красная рубашка», «желтое солнышко»), величина («большая пирамида»), свойства предметов («теплая кофточка», «пушистый котенок»), названия понятных детям действий («спать», «принести», «подать»). С двух лет, говоря о себе, малыш уже употребляет местоимение «я», а не говорит о себе в третьем лице.

Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности малыша можно добиться положительных результатов.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей [21]. 

В интересах формирования предпосылок связной речи необходимо.

1.             Индивидуально обслуживать младенца по возможности одним переданным ему взрослым. 

2.             Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.

3.             Предоставить детям условия, содействующие развитию их слуха и внимания.

4.             Дать детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать словами все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.

5.             Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений.

6.             В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.

7.             В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью.

8.             Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей.

9.             Неизменно поддерживать в воспитанниках чувство удовлетворения и радости.

10.          «Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗИБОРДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

        Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, обра...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста: социально- коммуникативная и речевая компетентности"

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей раннего возраста»

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономич...

Театрализованная деятельность как средство формирования предпосылок связной речи у дошкольников раннего и младшего возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем м...

Игровые упражнения по формированию предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир с самого раннего возраста начинает общат...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...