Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии

Владимирова Яна Валерьевна

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению возникновения предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.

       Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников.

       Дисграфия и дислексия - это частичное расстройство процессов письма и чтения, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и  письма существует тесная взаимосвязь. Как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, у кого недостатки произношения являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В практике работы нашего ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах  на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому,  выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение  у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

  • Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
  • Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
  • Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
  • Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений.
  • Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
  • Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.
  • Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое восприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д.

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Основные принципы в коррекционной работе по профилактике

дисграфии

  • Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
  • Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной, что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
  • Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

К основным коррекционным задачам по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

-совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

-формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.

Приоритетные направления логопедической работы.

Содержание коррекционной деятельности должно быть направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционной деятельности должно обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями,

- осуществление индивидуальной – ориентированной психолого - медико педагогической помощи детей с речевыми нарушениями,

При организации коррекционно – профилактической работы я опираюсь на следующие принципы логопедического воздействия:

  1. Этиопатогенетический принцип;
  2. Принцип системного подхода;
  3. Принцип индивидуально – дифференцированного подхода;
  4. Принцип поэтапного формирования умственных действий;
  5. Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно.

Работа ведется по нескольким направлениям:

  • Формирование звукопроизношения;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Формирование навыков языкового анализа и синтеза;
  • Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться;
  • Развитие грамматических навыков;
  • Формирование связной речи;
  • Совершенствование пространственных представлений;
  • Развитие способности к запоминанию и воспроизведению;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие тактильных ощущений;
  • Развитие конструктивного праксиса;
  • Расширение «поля зрения» ребенка.

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Предупреждение ошибок чтения и письма провожу на всех этапах коррекционно – логопедической работы: на уровне буквы,на уровне слога, на уровне слова, на уровне словосочетаний, на уровне предложения, на уровне текста.

1 этап: подготовительный: развитие зрительного гнозиса, развитие оптико – пространственной ориентировки.

2 этап: основной

Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.

3 этап: заключительный

Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего во

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

Исследование неречевых психических функций: слухового внимания, зрительного внимания; восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, составление мимической мускулатуры, состояние артикуляционной моторики.

Исследование состояния импрессивной речи: пассивный словарь, понимание различных форм словоизменения, понимание отдельных предложений в связной речи, состояние фонематического восприятия.

Исследование состояния экспрессивной речи: активный словарь, состояние грамматического строя речи, состояние связной речи.

Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов: состояние звукопроизношения» состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, навыки чтения, знание букв.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.

Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.

Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.

Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.

Оптическая дисграфия, связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.

Коррекционная работа по предупреждению возникновения различных форм дисграфии.

Акустическая дисграфия, в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, Трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е.

Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад.

Должное внимание следует уделять специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки. Особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных.

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте, сенсорной функциональной дислалии.

Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.

Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах - ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей. А в дальнейшем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв. Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями.

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы:

-выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.

-определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

-ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

-найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

-демонстрация букв в разном положении.

-предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...

- определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

-поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

- придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина,конец

-реконструирование букв.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

-игра "Живые буквы".

-составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

-составим слог по первым звукам: УМ. Придумываем слова с данным слогом.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

- в начале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

-на письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить -считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

-для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам,на обобщающие понятия.

-подбор к данному слову родственных слов.

-исключение лишних слов.

-составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

-разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

-составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

-составление слова по конечному звуку других слов.

-замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.

-подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

-работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?

б) подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?

в) соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные.

г) предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного.

д) предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги»

Сочетание существительных с глаголами.

а) подбор как можно большего количества к данному слову.

б) подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

в) подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете. Необходимо учить детей верно согласовывать числительные - 1,2,5. Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

а) составление предложений по схемам.

б) составление схем к данным предложениям.

в) исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

г) пропуск предлогов, существительных, прилагательных, глаголов.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи.

У детей с проблемами в речевом развитии неполноценная речевая деятельность влияет на формирование таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. Предпосылки возникновения оптической ди...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...

Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста (методическое пособие)

Работа посвящена предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста.      Для лучшего понимания проблема рассмотрена в единстве: механизмы письменн...