Семинар-практикум для воспитателей и специалистов: "Требования к качеству речи педагогов ДОУ"
консультация по логопедии

Богдан Мария Фаритовна

Семинар-практикум. Требования к качеству речи педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алтайский край, город Рубцовск

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

        

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов:

«Требования к качеству речи педагогов ДОУ»

         

                                                               Подготовила:

                                                                    Учитель-логопед:

                                                                      Винтовкина М. Ф.

2021 г.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Слайд 1

Культурные и методические требования к речи педагога - строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

3 слайд

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

4 слайд

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Остановимся на выразительности речи. Как же добиться того, чтобы речь была выразительной?

Слайд 5

  1. Работа над речевым дыханием и слитностью речи.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. Контролировать поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы , т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.

Речевое дыхание  происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

      Упражнения на развитие дыхания:

1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы  не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

     а)   Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать  пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.

     б) погреться на морозе-  вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

     Слайд 6

  1. Работа над голосом

Основными свойствами голоса являются следующие: тембр, высота, сила(громкость), полетность.

Тембр- эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства  и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.

Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

                      Упражнения:

1)Произнесите междометие «О» с разной интонацией:

удивленно, радостно, недовольно, испуганно

2) Произнесение слов, выражая разные чувства:

Открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.

Слайд 7

Громкость(сила голоса).

Громкость-это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости  голоса- это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от ситуации общения (где вы говорите, с кем, на каком расстоянии), от цели, с которой люди вступают в общение (если ваша цель- доверительная беседа, утешение , сочувствие- то речь будет негромкой), зависит от содержания речи (при рассказах о грозе, военных действиях и т.д используется громкость усиливается)

Упражнения на выбор адекватной громкости:

  1. «Ауканье»

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.

  1. Гудок паровоза: у-у (тихо , громче, громко).

8 слайд

3. Работа над ритмом.

Ритм речи-это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.

Четкий ритм характерен прежде всего для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.

        Упражнения на совершенствование чувства ритма:

1.Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим.(например: Ехал Грека через реку) –по подражанию.

2.Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям:

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

Слайд 9

4.Работа над темпом.

Темп-это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы- остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Темп бывает быстрый, средний (умеренный), медленный. Они отличаются длительностью пауз.

Выбор темпа определяется:

-жанром произведения, содержанием произведения( есть некоторые места, которые читаются быстро или напр. скороговорки произносятся всегда быстро), составом слушателей.

Большое значение для нормализации темпа играет сочетание слогового материала с движениями: проговаривание маленьких стихотворений, текстов с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе- от медленного к  быстрому и наоборот. Коррекция темпа движений позволяет сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь благотворно сказывается на координации общих движений.

    Упражнение на  выработку умения управлять темпом речи:

 Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у карла украла клорнет.

Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.

Проворонила ворона вороненка.

Слайд 10

5.Работа над интонацией

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят:

1. Интонация-совокупность звуковых элементов речи( включает мелодику (повышение или понижение голоса, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм). Интонация создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику и ли аудитории.

  Мелодика речи- это повышение  и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается.

Он пришел.(голос понижается)

Он пришел? (голос повышается)

   Логическое ударение

Выразительность речи зависит также от логического ударения.

логическое ударение- выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется –это, значит , произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром м.б. любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Слово можно выделить усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа, паузой после слова.

 Логические паузы- деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт(синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые  в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно.

Пример: Казнить нельзя помиловать.

              Игры и упражнения на выделение пауз:

1. Рассеянный наборщик- один рассеянный наборщик набрал стихотворение, что он напутал?( Стих. Б. Заходера)

            Очень-очень странный вид:

            Речка за окном горит,

            Чей-то дом хвостом виляет,

            Песик из ружья стреляет,

           Мальчик чуть не слопал мышку,

           Кот в очках читает книжку ,

          Старый дед влетел в окно,

           Воробей схватил зерно да как крикнет улетая:

           -Вот что значит запятая!

                                                                    Б. Заходер)

2. Что написал Почтальон Печкин?

Вот какое письмо прислал п.п.

(письмо без пауз: Здравствуйтемамаипапа!

Пишетвампочтальонпечкиниздеревнипростоквашино.

3.В зависимости от  места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначаются вертикальной чертой.

В чем разница?

Как обрадовали его успехи друга!

Как обрадовали его успехи друга!

Кто правильнее?

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит?- Что болит?

Ну что, споем?- Ну, что споем?

Как вы закончили?- Как, вы закончили?

6.Работа над  дикцией.

При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение.
Для этого запишите свою речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчетливое произношение какого-то звука,«проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного
произведения.

Речь  должна быть четкой и ритмичной. Слово должно звучать, сверкать, как алмаз.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков или слогов- то же , что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства»- писал К.С. Станиславский.

Необходимо запомнить:

1) Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов .

2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений(артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Комплекс упражнений прилагается.

Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание
усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.

Как аукнется - так и откликнется.

Чужим умом жить - добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают
при каждой ударной гласной в слове.

Пара барабанов,        Пара барабанов,

Пара барабанов,        Пара барабанов,

Пара барабанов        Пара барабанов

Била        Била

Бурю.        Бой.

(И. Сельвинский)

Упражнение 3. Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами  и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

Слайд 11

1. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те);

бежать – беги(те);

махать – маши(те), махай(те);

сесть – сядь(те);

лечь – ляг(те).

Слайд 12

Расставить ударение и прочесть слова: 

  •  звонИт
  •  красИвее
  •  баловАть
  •  договОр
  •  увЕдомить
  •  каталОг
  •  экспЕрт
  •  деньгАми
  •  слИвовый
  •  свЕкла
  •  тУфля
  •  обеспЕчение

Слайд 13

2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа:  

- бинт – бинтА

- блин - блинА

- торт - тОрта

- бант – бАнта

- гусь – гУся

Слайд 14.

Исправить предложения:

Он полный невежа в вопросах искусства.  Невежда

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.  Надел

                     Литература

1.И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков»

2.Фонетическая ритмика.

3.Методика  выразительного чтения под ред. Завадской

4.Очерки по методике выразительного чтения Рыбникова

5.Язовицкий «выразительное чтение как средство эстетического воспитания»

6.Вопросы культуры речи Сб. статей

7.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.

8.Кузнецов Игорь Николаевич Настольная книга практикующего педагога

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алтайский край, город Рубцовск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк» Требования к качеству речи педагогов дошкольного учреждения Подготовила: Учитель-логопед Винтовкина М. Ф.

Слайд 2

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. ,

Слайд 3

К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Слайд 4

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность

Слайд 5

Упражнения на развитие дыхания: а) Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох. б) погреться на морозе- вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Слайд 6

Упражнения: 1)Произнесите междометие «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно 2) Произнесение слов, выражая разные чувства: Открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.

Слайд 7

Упражнения на выбор адекватной громкости : 1. «Ауканье» Представьте , что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости. 2. Гудок паровоза: у-у (тихо , громче, громко).

Слайд 8

Упражнения на совершенствование чувства ритма: 1.Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим.(например: Ехал Грека через реку) –по подражанию. 2.Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям: С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!

Слайд 9

Упражнение на выработку умения управлять темпом речи: Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у карла украла клорнет . Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят. Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки. Проворонила ворона вороненка.

Слайд 10

Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят: 1. Интонация 2. Мелодика речи 3. Логическое ударение 4. Логические паузы

Слайд 11

1.1 Грамматическая правильность. 1. Образовать форму повелительного наклонения глаголов: Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

Слайд 12

1.2 Орфоэпическая правильность. 1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит красивее баловать договор уведомить каталог эксперт деньгами сливовый свекла туфля обеспечение

Слайд 13

2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: - бинт – - блин - - торт - - бант – - гусь - бинтА блинА тОрта бАнта гУся

Слайд 14

1.3 Лексика Исправить предложения: Он полный невежа в вопросах искусства Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять НЕВЕЖДА НАДЕЛ

Слайд 15

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон)

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".

Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога  ДОУ  "....

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Методические рекомендации для воспитателей и специалистов "Требования к оформлению документов"

Из опыта работы муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»» г. Ленинска-Кузнецкого. Данные методические разработки содержат практический м...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...