Причины речевых нарушений и их предупреждение
консультация по логопедии

Васькова Елена Викторовна

Консультация для родителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_rechevyh_narusheniy_i_ih_preduprezhdenie.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ        И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени. Нарушение речи – это отклонение речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде.

Причины речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
- генетические факторы;

- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины (неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок; дефекты речи взрослого; ограниченное языковое общение с ребенком)

НЕОБХОДИМО  ПОМНИТЬ, ЧТО

Личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются не только после рождения, но и в период внутриутробного развития плода:

  1. Мама могла не знать, что беременна и допускала употребление алкоголя, никотина; применяла в быту или на работе различные химические вещества, неблагоприятно влияющие на организм будущего ребёнка; переживала психические потрясения и перенесла различные заболевания.

Эти факторы, воздействуя на плод уже впервые 12 недель, могут привести к тяжелейшему речевому нарушению – ринолалии (расщелины губ («заячья  губа»), твёрдого и мягкого нёба («волчья пасть»), так как именно в первом триместре беременности у эмбриона закладывается лицевая область головы, органы слуха и зрения, полости носа и рта.

  1. Беременной женщине необходимо контролировать работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также предохраняться от вирусных и инфекционных болезней, так как вирусы и бактерии мгновенно размножаются в организме матери и вызывают сильнейшие нарушения в развитии мозга плода.

Следствием этого являются: дизартрия (расстройство речи (артикуляции), нередко на фоне ДЦП (детский церебральный паралич), алалия (отсутствие или ограничение речи из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга), неврозоподобная форма заикания (вследствие недоразвития клеток мозга).

3.     Женщина во время беременности должна правильно питаться, так как недостаток или избыток питательных веществ и микроэлементов может оказать неблагоприятное воздействие на плод. 

Меры профилактики речевых нарушений

1. Для правильного речевого развития у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «не сюсюкая и не ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Ваша речь должна быть правильная, спокойная, даже замедленная.

     2. Вредно сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски или пальца.

3. Больше говорите с ребёнком, озвучивая все действия (купание, одевание, кормление), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов,  произносите их чётко.

4. Почаще рассказывайте, читайте сказки, стихи. Побуждайте договаривать слова и отвечать на вопросы по мере речевой возможности. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

5. Рассматривайте картинки: Что это? Кто это? Пополняйте пассивный словарь по лексическим темам (Одежда, Обувь, Игрушки, Домашние животные, Лесные  животные, Посуда, Продукты питания, Мебель, Электроприборы).

6. Не стремитесь понять ребёнка с полуслова или с одного жеста, а создавайте такие условия, чтобы ребёнок выражал свои просьбы словами. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. 

После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать молчаливость.

7. Не следует раздражаться от детской «болтовни», малыш тренирует свои органы речи. Внимательно слушайте ребенка, тем самым Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.  

 8. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

9. Плохое воздействие на развитие речи детей оказывает телевидение, компьютерные игры,  если они заменяют общение с близким человеком. Чем больше он «общается» с телевизором, компьютером тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. А длительный просмотр телепередач перед сном вреден для ребенка, т.к. это перевозбуждает его, способствуя расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.           

   10. Не рекомендуется перегружать ребёнка – учить буквы, обучать чтению в 3-4 года без его желания. Так же при раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его пред гостями – это может привести к заиканию.

   11. При позднем развитии речи нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарь. Не дожидайтесь пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой, маленький, ещё меньше), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

   12. Проводите массаж пальцев и ладошек, выполняйте упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, стимулируя тем самым речевые зоны мозга. Нельзя запрещать дома лепить, рисовать красками, карандашами или фломастерами. Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 1-2 минуты 1-2 раза в день.

Чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

           

       

 

         

 

Консультацию составила  учитель – логопед Васькова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

сообщение на педсовете "Причины речевых нарушений"

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...

Причины речевых нарушений

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родств...

Причины речевых нарушений Консультация для родителей

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и...

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Глубоко ошибочно мнение родителей, которые считают, что личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются после рождения. На самом деле всё происходит намного раньше, в пери...