Этапы речевого развития детей в норме.
консультация по логопедии

Васькова Елена Викторовна

конмультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_rechevogo_razvitiya_rebenka_v_norme.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы речевого развития ребенка в норме.

       Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики остаются у ребенка до 8 недель, так он сигнализирует о состоянии дискомфорта.

      2 – 5 месяцев: начинается период гуления. Ребёнок активно гулит, произносит нараспев звуки «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». НО гуление не возникает стихийно, оно появляется в результате эмоционального общения со взрослым, поэтому, разговаривая с малышом, вы стимулируете его речевую деятельность.

     3 месяца: появляется смех. Малыш с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания.  

     5 месяцев – 6 месяцев: появляется лепет,  соответствующий речевой среде ребёнка. В это время появляются зуки П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ. Постепенно появляется интонация. Ребёнок проявляет усиленное внимание к артикуляции взрослых, Вы должны говорить чётко и правильно, НЕ СЮСЮКАЙТЕ с ребёнком! Это очень важно!

Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

     10 месяцев: ребенок повторяет слова осознанно, произносит слово «да» или «нет», подкрепляя их жестами. Ребёнок конкретным словом называет конкретный предмет.

    1 год: в словаре ребёнка будет уже 10 - 15 осознанно произносимых слов (папа, баба, мама, тётя, дядя, ко – ко, ляля, дай, кысь, мяу и т.д.)

    1,5 – 2 года: К этому возрасту, здоровый ребенок имеет словарный запас 20 - 30 слов, в его речи должны появляться простые фразы из 2-3 слов: «Мама дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!», конечно эти фразы будут искажены, например «Мама, ди!» (Мама, иди), «Дай, ляля» - Дай куклу и т.д. Можно отметить появление первых прилагательных в активной речи ребенка: хороший, плохой, большой, маленький, красный. Естественно звучать они будут примерно так: «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий» и т.д.  В 2 года ребенок правильно понимает и выполняет двухэтапную инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, малыш уже знает и может показать 5 частей тела. К двум годам ребенок уже усваивает звуки п, б, ф, в, т, д, к, г, х. Свистящие, шипящие или соноры он обычно пропускает или заменяет. В норме на первом этапе речевое развитие девочек идёт быстрее, но после 2х лет мальчики опережают девочек.

     3 года: К трем годам из речи уходит так называемое физиологическое смягчение (сюсюканье, т.е. когда малыш почти все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно произносит все гласные и простые согласные звуки: п, пь, в, вь, ф, фь, м, мь, к, кь и т.д.  Словарный запас ребенка составляет 250 – 700 слов, он может составить предложение из 5 – 8 слов, может назвать свое имя, возраст и пол. Малыш владеет множественным числом существительных и глаголов, понимает значение простых предлогов – выполняет задания: «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». В 3 года ребенок уже может строить простые распространенные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину»). Нов его речи еще достаточно много грамматических ошибок «пить чашки», «копать лопатком», «яблоко синий» и т.д. В этом возрасте дети запоминают и рассказывают небольшие стишки, а также понимают короткие рассказы и сказки, может оценить чужое и свое произношение, спрашивает значение слов.

     4 года: В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», «Я не люблю играть с Федей, потому что он дерется», употребляют предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.  Он с удовольствием расскажет вам о том, что с ним произошло на прогулке или что он видел по телевизору. Словарный запас ребенка в 4 года – 1500 – 2000 тысячи слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия: год, день, месяц, день, ночь, утро, лево, право и т.д.  В этом возрасте ребенок правильно произносит свистящие звуки: с, сь, з, зь, ц и шипящие: ш, ж, ч, щ.  Не надо настаивать, чтобы ребенок в этом возрасте правильно произносил звук Р, это может привести к серьезному нарушению звукопроизношения.

     5 лет: К 5 годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500 – 3000 тысяч слов. Он активно употребляет обобщающие слова: одежда, овощи, животные, посуда, называет большое количество предметов и явлений окружающей действительности. В речи почти не допускаются грамматические ошибки, в словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов, исключением могут быть только некоторые трудные  незнакомые слова: экскаватор, электричество, милиционер и т.д.   В предложении использует все части речи. Ребенок овладевает правильным произношением соноров: л, р. Ребенок может связно рассказать, что изображено на картинке или серии сюжетных картинок.

     6-7 лет: Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной, ситуативной. Словарный запас ребенка до 3500 слов, в нем активно накапливаются устойчивые словосочетания, слова и выражения: «ни свет ни заря», «на скорую руку». Умеет изменять интонацию.

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить.

     1-2 года: ребенок не может показать изображение на картинке, не понимает простейших вопросов, не может выполнить простую инструкцию («Принеси мячик»).

     2-3 года: ребенок путает понятия верх – низ, не может выполнить последовательно 2 команды, составить фразу из 2-3х слов, назвать известные предметы. Не может показать близких на фотографии. Не понимает разницу между понятиями «большой» и «маленький».

     3-4 года: ребенок не отвечает на простейшие вопросы «Кто?», «Что?», «Где?». Посторонние люди не понимают речь ребенка. Ребенок употребляет фразы не более, чем из 4х слов, неправильно говорит большинство звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей в норме

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю  внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и вн...

Статья "Этапы речевого развития детей дошкольного возраста"

Статья направлена на обзор и анализ становления речи ребенка дошкольника....

Этапы речевого развития детей от 3 до 7 лет

Предлагаю ознакомиться с этапами развития речи детей дошкольного возраста....

«Речевое развитие детей в норме».

Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов....

Этапы речевого развития детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблицы, в которой отображены возрастные периоды ребенка, и новообразования в речевом развитии детей дошкольного возраста. Данные носят примерный характер и у каждого конкр...

Характеристика речевого развития детей в норме

1. Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет 2. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста  5 – 6 лет 3. Воз...

Этапы речевого развития детей

Краткая характеристика речи детей. Развитие речи детей по возрастам....