Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного словаря».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Павлова Евгения Валерьевна

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе  по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного  словаря».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе  по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного  словаря».

Расширение и уточнение словаря по темам

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

4я неделя: Детский сад. Профессии

Октябрь

1я неделя: Безопасность. ПДД

2я неделя: Осень. Деревья осенью. Грибы

3я неделя: Овощи. Огород

4я неделя: Фрукты. Сад. Ягоды

5я неделя: Перелетные птицы

Ноябрь

1я неделя: Человек. Части тела. Одежда.

2я неделя: Одежда. Обувь. Головные уборы

3я неделя: Строительство (город, дом, квартира)

4я неделя: Мебель. Электроприборы

1. Расширить и закрепить представления о профессиях людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников детского сада. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Профессии». Словарь: существительные: воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица, дворник. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый. Глаголы:  управлять, воспитывать, учить, готовить, стирать, лечить,  Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

2. Сформировать представление о правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дорогах.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Безопасность. ПДД». Словарь: существительные: пешеходный переход, дорожный знак, транспорт, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, пассажир, остановка, шофер, водитель, движение, дорога, остановка, дистанция, дорожный свисток, жезл, улица, перекресток, тротуар, светофор, переход, регулировщик.  Прилагательные: пешеходный, дорожный, проезжая, пассажирский, удобный, быстрый, важный, внимательный. Глаголы: переходить, перевозить, ехать, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться, соблюдать, нарушать, следить, регулировать.

3.Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках.  Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Осень. Деревья осенью. Грибы». Словарь: существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, листопад, дерево, ствол, ветка, береза, рябина, дуб, клён, осина, сосна, гриб, ножка, шляпка, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка. Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный, берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, ядовитый, съедобный, несъедобный.  Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать, собирать, прятаться, заготавливать. Наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

4. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород». Словарь: существительные: помидор, огурец, тыква, кабачок и др.; огород, грядка, теплица. Прилагательные: соленый, квашеный, маринованный, сушеный, гладкий, шершавый, крепкий, красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый. Глаголы: зреть, растить, собирать, убирать, заготавливать, тушить, квасить, консервировать, солить, мариновать.

5. Закрепить и расширить обобщенные представления о фруктах, ягодах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты. Сад. Ягоды». Словарь: существительные: груша, яблоко, слива и др.; малина, клубника, земляника и др.; сироп, соленье, джем, желе, салат. Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, желтый и др. Глаголы: зреть, заготавливать, варить, резать, собирать, сушить, желтеть, краснеть.

6. Углубить представления детей об осени, явлениях природы. Закрепить и расширить представления детей о перелетных птицах и их повадках. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Словарь: существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, клин, косяк, перья, пух, крыло, клюв. Прилагательные: пуховой, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая. Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

7. Уточнить и расширить представления детей о человеке, человеческом организме, здоровье человека. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Человек. Части тела». Словарь: рука, нога, палец, ноготь, грудь, шея, живот, бровь, висок, колено, глаз, нос, прическа, ресницы, усы, борода, челка, пробор, здоровье. Прилагательные: длинноволосый, стриженный, высокий, низкий, светловолосый, темноволосый, рыжеволосый, плечистый, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый. Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, улыбаться, хлопать, крутить.

8. Закрепить представления об одежде, обуви, головных уборах. Их назначении, деталях, материалах, из которых они сделаны. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Словарь: одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, свитер, шорты, майка, трусы, колготки, носки, рукав, воротник, пуговица, капюшон, карман, обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, шлепанцы, босоножки, сандалии, фуражка, пилотка, колпак, кепка, шапка, бескозырка. Прилагательные: удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, замшевый, кожаный, резиновый, бумажный. Глаголы: одевать, обувать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить, беречь.

9. Закрепить и расширить обобщенные представления о строительстве, профессиях людей, работающих на стройке. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Строительство (город, дом, квартира)». Словарь: существительные: работа, стройка, дом, квартира, город, профессия, архитектор, инженер, рабочий, плотник, экскаваторщик. Прилагательные: нужный, трудный, полезный, деревянный, каменный, стеклянный. Глаголы:   строить, копать, красить, рыть,  расчищать, поднимать, класть, сгребать, крыть.

10. Расширить и углубить представления о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Мебель. Электроприборы». Словарь: существительные: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стул, стол, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: деревянный, кожаный, мягкий, стеклянный, удобный, обеденный, буфетный, книжный, спальный. Глаголы: сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать.

Расширение и уточнение словаря по темам

  1. период (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

1я неделя: Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы

2я неделя: Домашние животные, домашние птицы и их детеныши

3я неделя: Дикие животные и их детеныши

4я неделя: Новый год. Зимние забавы

 Январь

3я неделя: Животные северных и жарких стран

4я неделя: Через века, через года, помните…

5я неделя: Неделя здоровья. Спортивные праздники. Зимние виды спорта

Февраль

1я неделя: Посуда. Продукты питания

2я неделя: Транспорт. ПДД.

3я неделя: Наша Армия самая самая

4я неделя: Проводы зимы. Приметы весны

1. Углубить представления детей о зиме и ее приметах. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зима». Словарь: существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб. Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, легкий.  Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать. Закрепить и расширить обобщенные представления о зимующих птицах и их повадках. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Словарь: существительные: ворона, сорока, снегирь, воробей, синица, голубь, сова, дятел, сойка. Прилагательные: голодный, красногрудый, перелетные, зимующие. Глаголы: летать, каркать, клевать, чирикать, искать, нахохлиться, кормиться.

2. Закрепить и расширить представления о домашних животных , их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные и их детеныши». Словарь: существительные: животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, запас, котенок, щенок, ягненок, козленок, жеребенок, крольчонок, ягненок. Прилагательные: домашний, теплый, полезный, быстроногий, игривый, умный. Глаголы: кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, резвиться, объездить. Закрепить и расширить представления о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы». Словарь: существительные: курица, утка, петух, гусь, индюк, гусенок, цыпленок, индюшонок, наседка, выводок и др. Прилагательные: ловкий, шустрый, неуклюжий. Глаголы: выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться,  разводить, нахохлиться.

3. Закрепить и расширить представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные и их детеныши». Словарь: существительные: заяц, барсук, овца, волк, лиса, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово. Прилагательные: дикий, хищное, травоядное, голодный, злой. Глаголы: менять, линять, спать, добывать, охотиться

4. Закрепление представлений о новогоднем празднике. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Новый год. Зимние забавы». Словарь: существительные: елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти,  Дед Мороз,  Снегурочка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снеговик, горка, каток, клюшка, шайба.  Прилагательные: веселый, праздничный, новогодний, быстрый, острый, скользкий.  Глаголы: украшать, дарить, получать, вынимать, вешать, кататься, лепить, заливать, скользить, ездить.

5.  Закрепить и расширить представления о животных жарких стран и животных севера, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животные северных и жарких стран». Словарь: существительные: лев, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, джунгли, кенгуру, попугай, тюлень, морж, морской котик, полярный волк, песец и др. Прилагательные: полосатый, пятнистый, морской, полярный, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный. Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

6. Закрепить и расширить представления о днях Блокады Ленинграда. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Через века, через года, помните».  Словарь: существительные: блокада, мороз, хлеб и другие. Прилагательные:  холодный, мягкий, твердый, мерзлая, зимний. Глаголы: жить, ждать, голодать, выращивать, готовить.

7. Уточнить и расширить представления детей о разных видах спорта, спортивных принадлежностях. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта. Спортивные принадлежности». Словарь: существительные: тренер, стадион, спортсмен, зал, зарядка, форма, упражнения, победитель, чемпион, форма, свисток, судья, стрелок, фигурист, пловец. Прилагательные: утренняя, крепкий, быстрый, тяжелый, легкий. Глаголы: заниматься, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, соревноваться, поднимать, опускать.

8.  Уточнить и расширить представления детей о посуде и её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда». Словарь: существительные: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, солонка, хлебница, сахарница, масленка, салатница, ручка, крышка, носик. Прилагательные: столовый, кухонный, чайный, стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный, серебряный. Глаголы: пить, есть, готовить, резать, чистить, жарить, варить, наливать, класть, кипятить, взбивать, мазать, печь, подогреть.

9. Расширить представления о транспорте (грузовом и пассажирском). Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт». Словарь: существительные: транспорт, машина, грузовик, самосвал, фургон, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, корабль, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель. Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый. Глаголы: перевозить, грузить, ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться.

Сформировать представление о правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дорогах.  Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Правила дорожного движения». Словарь: существительные: движение, дорога, остановка, дистанция, дорожный свисток, жезл, улица, перекресток, тротуар, светофор, переход, регулировщик. Прилагательные: пешеходный, дорожный, проезжая. Глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, следить, регулировать.

10. Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Наша Армия. Защитники Отечества». Словарь: существительные: армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк. Прилагательные: трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный. Глаголы: защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести.

11. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Проводы зимы. Приметы весны». Словарь: существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, грач, гнездо, насекомое, бабочка, муха. Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоносый. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.

Расширение и уточнение словаря по темам

  1. период  (март, апрель, май)

Март

1я неделя: Семья. Праздник 8 марта

2я неделя: Весна. Перелетные птицы

3я неделя: Животный мир морей и океанов

4я неделя: Комнатные растения

Апрель

1я неделя: Книга. Сказки. Сказочные герои

2я неделя: Космос

3я неделя: Земля - наш общий дом. Экологическая тропа

4я неделя: Народы мира. Их быт традиции

Май

1я неделя: День Победы

2я неделя: Цветы. Насекомые

3я неделя: Лето. Экскурсия по нашему городу  (исторические места, памятники, музеи  и т.д.).

4я неделя: Город Санкт-Петербург

1. Закрепить представления о семье, членах семьи. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Семья». Словарь: существительные: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя, семья, родственник, внук, внучка, племянник. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, молодой, старый, маленький. Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, гладить, мыть, работать, протирать, ухаживать, ремонтировать. Закрепление представлений о празднике 8 марта. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Международный женский день 8 марта». Словарь: существительные: подарок, цветы, гости, мама.  Прилагательные: милая, ласковая, трудолюбивая, незаменимая. Глаголы: накрывать, растить, готовить, стирать, гладить, мыть, работать, протирать, ухаживать,.

2. Углубить представления детей о весне и ее приметах, перелетных птицах. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Весна». Словарь: существительные: весна, оттепель, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, грач, гнездо, насекомое, скворец,  ласточка,  аист. Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоносый, крохотный, долгий, голодный, красногрудый,  перелетные, зимующие. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, летать, каркать, клевать, чирикать, искать, нахохлиться, кормить.

3. Закрепить и расширить представления о животном мире морей и океанов, пресноводных и аквариумных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов». Словарь: существительные: рыба, река, пруд, озеро, море, водоем, аквариум, малек, икра, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, сом, щука, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, кит, дельфин, морж, акула, морской конек, скат. Прилагательные: зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый, золотая, морской. Глаголы: охотиться, ловить, плавать, размножаться, питаться, затаиться.

4.  Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Комнатные растения».  Словарь: существительные: растение, кактус, розан, толстянка, кактус, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка. Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, колючий, рыхлый, влажный. Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

5. Закрепить и расширить представления о книгах, сказочных героях.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Книга. Сказки. Сказочные герои».  Словарь: существительные: автор, иллюстратор, герой, сказка, правда, ложь. Прилагательные: злой, добрый, правдивый, хитрый, доверчивый, умный, смекалистый, трусливый. Глаголы: писать, читать, думать, пересказывать, обыгрывать.

6. Сформировать представление о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Космос». Словарь: существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, иллюминатор. Прилагательные: первый, космический, орбитальный. Глаголы: осваивать, запускать, летать.

7. Сформировать представление о земле, как общем доме. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Земля - наш общий дом». Словарь: существительные: земля, планета, существа, животные, люди, растения, птицы, насекомые. Прилагательные: важный, общий, овальная, холодная, зеленая, большая, далекая. Глаголы: беречь, охранять, исследовать,  узнавать, жить.

8. Сформировать представление о народах мира, их традициях. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Народы мира. Их быт традиции». Словарь: существительные: народ, национальность, быт, традиции, численность, мир. Прилагательные: многочисленные, дружные, отважные, таинственные. Глаголы: дружить, беречь, жить, танцевать, беречь

9. Закрепление представлений о празднике День Победы. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «День Победы». Словарь: существительные: цветы, парад, война, победа, отвага, противник, солдат, офицер, Родина. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, радостный, смелый, военный, доблестный. Глаголы: воевать, защищать, награждать, вспоминать, победить, сражаться, восстанавливать.

10. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране животных, знания о насекомых (вредных, полезных; их жизни). Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цветы.Насекомые». Словарь: существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа, насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница и др. Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий вредный, полезный, майский. Глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать, вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

11. Сформировать представление о лете как времени года, о существенных признаках сезона. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Лето». Словарь: существительные: лето, жара, дождик, туман, роса, солнце. Прилагательные: жаркий, долгий, ясный, летний, душный. Глаголы: гулять, купаться, загорать, играть, ловить, ухаживать.

12.Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Город Санкт-Петербург». Словарь: существительные: город, Санкт-Петербург, Нева, проспект, площадь, набережная, канал, бульвар, площадь, мост, река, залив, парк, остров, театр, колонна, балкон, витрина, памятник, газон, купол, парадная, вокзал, фонтан, сад. Прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, городской, петербургский, широкий, просторный, прямой, узкий, старый, многоэтажный, шумный, зеленый, каменный. Глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, жить, строить, перестраивать, переезжать, смотреть, расти, хорошеть, расширяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Развитие словаря1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим ...

перспективное планирование коррекционной работы логопеда по О.И.Крупенчук

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО О.И.КРУПЕНЧУК...

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы.

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда....

Перспективное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в старшей группе комбинированной направленности.

В планирование входят 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь); 2 период (декабрь, январь, февраль); 3 период (март, апрель, май)....

Перспективное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Планирование делится на три периода 1 период(сентябрь,октябрь,ноябрь); 2 период(декабрь,январь,февраль); 3 период(март,апрель,май)...

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе компенсирующей направленности

Работа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности....

Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Работа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....