Оптическая дисграфия: причины, профилактика и коррекция.
консультация по логопедии

Васькова Елена Викторовна

консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opticheskaya_disgrafiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Оптическая дисграфия: причины, профилактика и коррекция.

        В настоящее время с началом обучения в школе у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются «не в ладах» с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.

      Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма, что связано с какими – то отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие).

       Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается так называемая оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

        Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов. Дети могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.

В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов.

1. Замены букв по начертанию

- недописывание элементов букв

- написание лишних элементов  

2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве

- вверх- вниз  

- вправо-влево «зеркальное написание»

Причины возникновения оптической дисграфии.

    Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка. 

Профилактика оптической дисграфии.

     Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска по формированию оптической дисграфии, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.
    Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной работе ко времени перехода ребенка из начального звена школы в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.

Коррекция оптической дисграфии.

Коррекционная работа включает следующие направления и проводиться может не только педагогом, но и родителем дома:

  • Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.

    Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:

  • Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
  • Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.
  • Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
  • Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
  • Назови геометрические фигуры.
  • Покажи, где высокое дерево, а где низкое?
  • Назвать предметы, изображенные пунктиром.
  • Назвать предметы, наложенные друг на друга.
  • Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.
  • Какими деталями отличаются рисунки?
  • Чем похожи рисунки? (Сложи из счётных палочек предмет по образцу).

  • Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, на тетрадном листе. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади». Анализируют взаимное расположение предметов, букв, цифр.

Здесь можно предложить такие задания:

  • На понимание пространственных предлогов: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т.д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.
  • Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же.
  • Подними вверх правую руку (левую).
  • Какой предмет находится справа от кресла?

  • Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.

  • Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам. Учащиеся упражняются в конструировании букв, складывании букв из отдельных элементов, их узнавании на ощупь и пр. Доказанной эффективностью обладает корректурная проба Бурдона.

На заключительном этапе закрепляют связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используют различные письменные упражнения. Целесообразно приучать ребенка к письму с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».

  Одной из приоритетных задач логопедов и  педагогов, а также родителей  является своевременное выявление, профилактика и коррекция оптической дисграфии, что  не позволит допустить перехода ошибок в среднее звено школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"

Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...

Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)

Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...

Городской семинар для педагогов "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"

Городской семинар  "Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте"...

Агрессивное поведение дошкольников: причины, профилактика и коррекция.

Причины агрессивного поведение дошкольников и пути их коррекции...

Статья "Причины, профилактика и коррекция поведения «трудного» ребёнка".

В статье рассказывается о деструктивном поведении ребёнка, о причинах такого поведения. Приведены примеры такого поведения. Предложены пути решения этих проблем....

Памятка для родителей "Дисграфия. Виды. Профилактика и коррекция"

Памятка для родителей содержит описание термина дисграфии, а также краткую характеристику видов дисграфий и способы их коррекции....