"Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников с использованием тувинского детского фольклора"
статья по логопедии

Аннотация НИР Адар-оол Сентябрины

«Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников с использованием тувинского детского фольклора»

             Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К 4 годам, когда завершается формирование фонематического восприятия, нарушенное звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.

Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться как в диалогической речи (беседы с окружающими людьми), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и т.п.).

В теории и практике логопедии сложились теоретические основы коррекции и развития устной речи при дислалии. В настоящее время разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.

Однако, следует отметить, что наряду с большой значимостью детского фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, в них должна учитывается структура речевого дефекта при дислалии. Эта необходимость определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: «Детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией». Объект исследования - нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

            Предмет исследования – тувинский детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Цель: изучить особенности использования тувинского детского фольклора в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с дислалией.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую и специальную методическую литературу по теме;

- раскрыть понятие «детский фольклор», проанализировать классификацию детского фольклора;

- выявить причины и определить особенности речевых дефектов у детей экспериментальной группы;

- разработать содержание логопедической работы со старшими дошкольниками по коррекции дислалии средствами детского фольклора;

- определить результативность коррекционной работы с использованием детского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация НИР Адар-оол Сентябрины

«Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения у дошкольников с использованием тувинского детского фольклора»

        Наиболее распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К 4 годам, когда завершается формирование фонематического восприятия, нарушенное звукопроизношение считается патологией. С этого возраста начинается целенаправленная логопедическая работа по устранению дислалии.

Воспитание выразительности, правильности речи у детей дошкольного возраста должно осуществляться как в диалогической речи (беседы с окружающими людьми), так и в монологической речи (чтение стихов, проговаривание скороговорок, потешек и т.п.).

В теории и практике логопедии сложились теоретические основы коррекции и развития устной речи при дислалии. В настоящее время разработаны этапы работы над произношением и определены способы постановки конкретных звуков. В отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь и взаимозависимость между сформированностью произносительной стороны речи и уровнем развития фонематического восприятия.

Однако, следует отметить, что наряду с большой значимостью детского фольклора в развитии дошкольника, в связи с использованием дидактических игр в логопедической практике, в них должна учитывается структура речевого дефекта при дислалии. Эта необходимость определяет актуальность выбранной проблемы и обуславливает тему данного исследования: «Детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией». Объект исследования - нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

        Предмет исследования – тувинский детский фольклор как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией.

Цель: изучить особенности использования тувинского детского фольклора в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с дислалией.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую и специальную методическую литературу по теме;

- раскрыть понятие «детский фольклор», проанализировать классификацию детского фольклора;

- выявить причины и определить особенности речевых дефектов у детей экспериментальной группы;

- разработать содержание логопедической работы со старшими дошкольниками по коррекции дислалии средствами детского фольклора;

- определить результативность коррекционной работы с использованием детского фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ № 4 Баевой Галины Владимировны....

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и ег...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения в ДОУ

Данную презентацию можно использовать на организационном родительском собрании, где учитель-логопед представляет родителям основные направления коррекционно-логопедической работы....

Использование «Мини - сказок – связок» в коррекционной работе при нарушении звукопроизношения у дошкольников

В презентации указаны цель, задачи использования сказок - связок в работе с детьми, а также этапы работы....