Проект "Биоэнергопластика"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Свиридова Надежда Ивановна

Материал содержит исследовательски-практический проект по использованию метода биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bionergoplastika.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»,

ГО «Поселок «Агинское», Забайкальский край

ПРОЕКТ

Использование метода биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста.

                                                                          Разработчик проекта:        

                                учитель-логопед

 Свиридова Надежда Ивановна

Тип проекта по роду деятельности: исследовательски-практический.

По предметно-содержательной области - коррекция и развитие речи

По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь2012- май 2013 г.)

По составу участников: индивидуально-групповой.

Целевая группа: дети старшей группы детского сада, педагоги и родители.

Актуальность: В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди наших воспитанников в ДОУ увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией, ОНР. Поэтому для нас одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное звукопроизношение. Известно, что при правильном произнесении артикулем, органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Проводимая логопедами артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы.

Таким образом, назрела необходимость использования инновационных способов и приемов в работе по коррекции звукопроизношения.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М.М.Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова, В.В.Цвынтарный, В.В Коноваленко). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика ) выявил возможность использования в коррекции звукопроизношения нового интересного метода- биоэнергопластики.

В широком смысле, биоэнергопластика или «Йога-Данс» является одним из современных направлений психо-двигательной или психо-телесной деятельности. Трансперсональная  психотехнология «Биоэнергопластика» является структурированной системой теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, основной целью которых является достижение психической целостности личности.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой  биоэнергопластики .

 Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. [11]

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, со сложными дислалиями, при которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.[2]

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А.В Ястребова и О.И.Лазаренко .По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. [11]

Мы предположили, что использование данного метода в нашем ДОУ ускорит  исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических  движений кистью и  пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. [Приложение 1]. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Метод простой, эффективный, поэтому может быть использован как педагогами, так и родителями в целях коррекции и профилактики.

Цель проекта:

Внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»

Задачи:

-исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;

- обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений;

- обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.

- создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок про Боба и Бубу (Приложение 2); перчаточные куклы Боб и Буба)

- провести коррекционные занятия, адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (ОНР, сложная дислалия, стертая дизартрия);

- привлечь воспитателей и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми;

- проанализировать результативность работы.

Описание проекта. Рабочий план реализации проекта.

Этапы

Содержание этапа

Мероприятия (цель, планируемый результат)

Место, время проведения мероприятий, ответственный.

1 этап. Организационно-подготовительный

●Формулирование проблемы.

●Разработка проекта

♦ Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»

Цель- Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.

♦ Анкетирование педагогов и родителей.

 Цель- выявить уровень знаний о процессах формирования и коррекции звукопроизношения;

♦ Диагностика звукопроизношения.

Цель- выявить степень и характер нарушения звукопроизношения у детей.

Сентябрь- ноябрь 2012г

Сентябрь 2012.

2. этап

Внедренческий

 Создать мотивационную основу для активного участия педагогов, родителей и детей в проекте.

●Внедрение метода в коррекционный процесс ДОУ

♦ Проведение собраний для родителей. Индивидуальные консультации родителей.

-Собрание №1.

Цель: Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе.

-Собрание №2.

Цель: Познакомить с артикуляционной гимнастикой, дать рекомендации по выполнению. Отметить значимость гимнастики. Дать представление о «биоэнергопластике».

♦ Проведение конкурса для педагогов и родителей «Сказки-путешествия»

Цель конкурса- создание картотеки сказок для проведения коррекционных занятий.

Цель сказок- объединить артикуляционные упражнения и движения кисти и пальцев руки в комплекс гимнастики, позволяющей удерживать интерес, эмоциональный настрой детей.

♦ Создание условий для внедрения метода (картотеки)

♦Проведение занятий

сентябрь

январь

февраль-март

Декабрь-март

Январь 2012- май 2013г

3.этап

Обобщающий.

●Оценка эффективности реализации проекта;

●Определение путей дальнейшего развития проекта.

♦Диагностика звукопроизношения детей.

Цель -оценить результативность использования метода «биоэнергопластики»

♦Анкетирование педагогов и родителей.

Цель- выявить знания о новом методе коррекционной работы, оценить результативность использования метода «биоэнергопластики».

Май 2013

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

Первичные:

-стойкий интерес детей к выполнению упражнений; поддержание  положительного эмоционального настроя детей и педагога на протяжении всего занятия.

- Желание родителей активно принимать участие в коррекционном процессе;

Промежуточные:

-повышение работоспособности детей;

- положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, воображения;

Итоговые:

-значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

-снижение энергетических затрат, сокращение времени занятий;

- обеспечение успешности ребенка;

- полное  устранение нарушений звукопроизношения;

- кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

-выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей

- благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Оценка эффективности реализации проекта

1.Успешное апробирование метода в условиях ДОУ:

- Создание развивающей мини-среды (картотеки упражнений, сказок, перчаточные куклы)

- Уменьшение количества детей с проблемами звукопроизношения; (диагностика звукопроизношения – методика  на выбор логопеда)

2. Овладение приемами использования метода педагогами и родителями ДОУ; (анкетирование)

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

1. Нежелание отдельных детей выполнять предложенные упражнения

 Использование перчаточных кукол и сказок путешествий о них.

2. Низкая активность родителей в коррекционном процессе

Проведение собрания, индивидуальных консультаций, запланированных в проекте.

Бизнес-план (финансирование)

Наименование товара (шт)

Кол-во

Цена

Стоимость

1. Бумага «Снегурочка»

1

150

150

2.Картон

10

30

300

3. Клей

5

20

100

4.Перчатки детские

2

70

140

5. Перчатки взрослые

1

100

100

6.Пуговицы

6 шт

10

60

7.Фотобумага

1

320

320

8 Заправка цветного картриджа

1

450

450

Итого:

1620р.

Дальнейшее развитие проекта:

Обобщение и распространение опыта работы в другие ДОУ поселка. (выступления, доклады, мастер-классы)

Литература:

1.Большакова С.Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№8, 2012г, с.12-23.

2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011.

3. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: ГНОМ и Д, 2004.

5. Кузьмина С.А. «Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у младших школьников» // Журнал «Логопед»№3, 2004г, с.94-102.

6. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.-М.: ГНОМ и Д, 2005.

7. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М.:Айрис-пресс, 2006.

8. Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом ГРВ в процессе занятия психотелесными практиками Курис И. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://podguzniki.info/podg/content/otsenka-psikhofizicheskikh-i-bioenergeticheskikh-kharakteristik-cheloveka-metodom-grv-v-prot

9. Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/

10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.