Формы и методы логопедической работы.
методическая разработка по логопедии

Новак Татьяна Михайловна

Краткое описание некоторых форм и методов в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы логопедической работы

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в  детском саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

  1. фронтальных (подгрупповых) занятий;
  2. индивидуальных занятий;
  3. занятий подвижнымимикрогруппами (2 – 3 человека).

Занятия проводятся логопедом после того, как  проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми лежат тематический и концентрический подходы.

ФГОС ДО предусматривает комплексно – тематическое планирование. Комплексно-тематический подход организации познавательного занятия предполагает его  сосредоточенность на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

Выбор концентрического подхода, т.е.  фокусировка  на  определенной   теме,  содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также  плохо развитых психических и психофизиологических функций.  Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи  в подготовительной группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе, написать  букву, слоги в тетрадях, выложить букву из ниток, работаем с разрезной азбукой, складываем слоги из букв. Занятия стараюсь проводить интегрированные.

ФГОС предусматривает,  что  ведущим  видом  деятельности  в  ДОУ является  игра.  Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. Исходя из всего сказанного, к  занятиям должны  предъявляться следующие  требования:

  1. Занятие должно быть динамичным.
  2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
  3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
  4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.
  5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
  6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
  7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной  и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

- сформулировать тему и цели занятия;

- продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

- запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

- осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

- формулировать инструкции кратко и четко;

- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ, высших психических функций, со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Например: индивидуальные занятия строю так: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал  подбираю, чтоб содержал максимальное количество закрепляемых звуков. Повышаю темп речевых упражнений от неторопливого произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам.  Стараюсь постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи; словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы; практические, используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов. С  внедрением  ФГОС ДО, проектная деятельность стала важным звеном работы.  В своей работе  использую  различные  технологии.  Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке  возрастающей   сложности   и   быть    разнообразными.

Новшевством в своей  работе, опираясь на ФГОС, планирую использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как, логосказки (проект).  С помощью логосказок надеюсь  решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:

- создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

- обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;

- развитие диалогической и монологической речи;

- повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;

- приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;

- развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.

Как и в любой работе, на  логопедических  занятиях  используем  здоровьесберегающие  технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей и детей  с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это, как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие  динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

          Литература:

  1. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим нарушением речи. Программно – методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189,(3) с. – (Дошкольник.Логопедия).
  2. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., ил.
  4. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод.пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленьк...

Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.

В статье автор постарался раскрыть формы воспитательной работы, направленные на раннее выявление и развитие творческих способностей. А также, попытался выявить методы, при помощи которых эти способнос...

Формы и методы оздоровительной работы в детском саду

Здесь перечислены формы и методы оздоровления детей в нашем детском саду...

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...