" Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая группа)

Формирование грамматического строя у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедия23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка основана на большом количестве языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Но характерной особенностью овладения грамматическим строем языка у детей с ОНР является более медленный темп усвоения. Эти дети испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании.

В норме морфологические элементы слов дети начинают распознавать и вычленять при накоплении небольшого словарного запаса.

Если нормально развивающийся ребенок, усвоил грамматическое обозначение той или иной ситуации, то затем он улавливает сходство ситуаций и обобщает их, ребенок с нарушенным речевым развитием не улавливает сходства и может однотипные речевые ситуации обозначать по-разному. Отмечено, что при нормальном речевом развитии дети образуют большое количество форм слов по аналогии, при нарушенном речевом развитии часто дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. Это приводит к тому, что одно и тоже слово может использоваться ребенком в одной и той же синтаксической конструкции по-разному. У детей с нарушенным речевым развитием возникновение правильных форм слова не ведет к исчезновению «старого стереотипа».

Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование и слов в нерасчлененном, целостном виде, и овладение процессом расчленение слов на составляющие его морфемы, которое у них формируется более медленными темпами.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от типа предложения.

Грамматические ошибки, допускаемые детьми с ОНР:

-неправильное согласование в роде прилагательных с существительными

( « синий пальто», « горячая пюре»)

- неверное употребление окончания множественного числа существительных

(«окно- окны», « жеребенок- жеребенки»)

- замена окончаний косвенных падежей окончаниями именительного падежа. Нередко отмечаются взаимозамены ряда окончаний.

(винительный падеж: « гладит (щенка) щенок; взял (кубик) кубику». родительный падеж :« боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку.

дательный: идет (к ежу) ежа, ежой; дает (петуху) петух, петуха.)

- ошибки в глагольных формах

(дети не учитывают изменения, происходящие в слове при спряжении:                   «они рисовают ( рисуют)»

(допускаются переносы окончаний одного спряжения в другое                  «Маша кладит (кладет) палочки»).

( допускает ошибки в префиксальном образовании глаголов

« перешел, вышел, зашел- заменяют словом « шел» или» «ушел»

- неправильное употребление предложно-падежных конструкций

« в дому», «из стола»( из- под стола)

-неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных

«нет два пуговиц», «два руки», «пять руки».

- неправильное образование относительных прилагательных от существительных

 «клюный» (клюквенный), «стекловый» - (стеклянный ), «сосный» - сосновый,

-неправильное образование притяжательных прилагательных от существительных

« хвост зайца- зайчиный», « лапа волка- волкина»

-неправильное образование уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных

«кукла- куклочка», «шкаф- шкафик», «ковер- коверчик»

 - неправильный выбор производящей основы, приводящий к возникновению неологизмов

 «человек, который дома строит» - «стройщик»

Стойкие трудности отмечаются в образовании малознакомых сложных слов: «книжник» – книголюб, «пчельник» – пчеловод.

 

Если ребенок 6 лет говорит « на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считает это правильным, как же он будет писать в школе? Ведь наличие подобных «аграмматизмов» свидетельствует о том, что грамматические системы так и остались у него не сформированны. Это может послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.

В связи с этим можно выделить основные направления при формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике способов словообразования и форм словоизменения.

2. Закрепление наиболее продуктивных способов словообразования и словоизменения.

3. Работа по ознакомлению с менее продуктивными моделями словообразования и формами словоизменения.

4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения и способов словообразования.

Формирование различных способов словообразования.

Коррекционная работа по формированию словообразования существительных включает:

  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
  • суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды);
  • суффикса –инк- (солома - соломинка);
  • формирование умения образовывать названия детенышей животных и птиц;
  • формирование умения образовывать названия профессий.

        При этом детям предлагаются только продуктивные суффиксы: для мужского рода – -щик-,-чик- (часовщик, летчик) и для женского рода - – ниц-, - иц- (учительница, певица).

При формировании суффиксального способа образования существительных речевой материал предлагают в следующей последовательности:

- образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);

- с чередованием глухих и звонких звуков в корне (сад – садик);

- с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик, синица - синичка).

В работе по формированию словообразования глаголов детям с ОНР для закрепления предлагаются простые по семантике словообразовательные модели с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Упражнения на дифференциацию глагольных форм предлагаются в следующей последовательности:

  • дифференциация совершенного и несовершенного вида,
  • возвратных и невозвратных глаголов.
  • глаголов с   наиболее продуктивными приставками.

Учитывая особенности появления форм прилагательных в онтогенезе, материал для формирования навыка образования прилагательных предлагается детям в следующей последовательности:

  • образование притяжательных прилагательных;
  • относительных;
  • качественных.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом формирования этой системы в онтогенезе. При этом учитывается связь с лексикой, морфологической и синтаксической системой языка. Коррекционную работу необходимо проводить с постепенным усложнением форм речи, заданий и речевого материала. Сначала работа по формированию словоизменения проводится на уровне словосочетания и предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях. Среди именных словосочетаний для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи используются словосочетания, которые состоят:

- из существительного и прилагательного (синий шар);

- из двух существительных: со значением принадлежности (лапа медведя), со значением совместимости (тарелка с ложкой).

Формирование каждой грамматической формы осуществляется в определенной последовательности: сначала отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменения звукослоговой структуры основы слова при словоизменении, затем безударные флексии при отсутствии изменений в основе слова, далее ударные флексии с изменением основы слова и безударные окончания при изменении основы слова.

Формирование словоизменения существительных включает:

1. Дифференциацию форм единственного и множественного числа именительного падежа.

2. Закрепление беспредложных конструкции существительных единственного числа.

3. Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности:

Для закрепления форм родительного падежа существительных множественного числа предлагаем использовать различные варианты игры «Чего не стало?».

Работа по формированию словоизменения прилагательных включает:

- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в беспредложных конструкциях, а затем в

предложных;

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных и в предложных конструкциях.

Особое внимание в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи уделяется глагольным словосочетаниям. Это связано с тем, во-первых, глагол чаще всего выступает в роли предиката, является организующим звеном в предложении, во-вторых, у детей с общим недоразвитием речи опускается в предложении именно предикат.

Работа по формированию словоизменения глаголов включает задания:

  • на дифференциацию глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица;
  • на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.

Формирование грамматического строя речи   - это длительная, кропотливая работа.

Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...