Практикум для родителей "Раз словечко, два словечко"
классный час по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Николаевна Волохова

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
 Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

 С помощью, каких упражнений можно развивать фонематические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx34.37 КБ
Файл praktikum_dlya_roditeley.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:  Волохова Наталья Николаевна, учитель – логопед МБДОУ №3 станицы Ленинградской

СЛАЙД 1: Практикум для родителей

«Раз словечко, два словечко»

Цель: Поэтапное развитие фонематического восприятия.

План:

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью, каких упражнений можно развивать фонематические процессы.

4. Подведение итогов, вопросы родителей.

Содержание:

СЛАЙД 2: Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. 

Сформированное фонематическое восприятие является залогом  четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. 

СЛАЙД 3: Работу по формированию фонетического слуха рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие простых форм фонематического анализа.
  • Развитие сложных форм фонематического анализа.
  • Развитие фонематического синтеза.
  • Развитие фонематических представлений.
  • Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

СЛАЙД 4: Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает частопроизносимые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
СЛАЙД 5: Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

СЛАЙД 6: Развитый речевой слух позволяет:

  1. Правильно произносить звуки;
  2. Четко произносить слова;
  3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  5. Успешно освоить письмо и чтение.

Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

СЛАЙД 7: Проявления нарушения фонематического  восприятия в устной речи,

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико – грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:

  • в затруднениях дифференциации акустически близких звуков

(например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);

  • в неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

СЛАЙД 8: При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

 •    трудности слияния звуков в слоги и слова;

 •    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих) •    побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

 •    искажение слоговой структуры слов;

•    слишком медленный темп чтения;

•    нарушения понимания прочитанного.

СЛАЙД 9: К числу типичных недостатков письма относятся:

 •    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

•    пропуски гласных;

 •    пропуски согласных в их стечении;

•    слияние слов на письме;

 •    раздельное написание частей одного слова;

 •    пропуски, перестановки слогов;

•    орфографические ошибки.

Вывод: если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

СЛАЙД 10: Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.

 На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение.  Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые  исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося. Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. 

СЛАЙД 11: Предлагаю вашему вниманию систему поэтапного развития фонематического восприятия у ребенка.

1 этап: Узнавание неречевых звуков. 

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.  
Игра «Угадай, что звучало». 

Игра «Шумящие мешочки». 
Игра «Волшебная палочка». 
Игра «Жмурки». 

Игра «Похлопаем». 

Игра  «Ушки - слушки»

 Игра «Кто сказал «Мяу?»

Игра «Кто как голос подаёт?» 

Игра  «Кто стоит у светофора?»

Игра «Где звенит?»

Пальчиковая игра «Гроза»

Игра «Кто услышит больше звуков?»,

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Игра «Чей голос?»

Игра «Песенки насекомых»

Игра «Звуки транспорта» 

Предлагаю поиграть вам в игру «Звуки окружающего мира».

СЛАЙД 12  2 этап: Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
 На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. 
Значительная часть работы  на данном этапе приходится на долю музыкального руководителя.

Игра «Узнай свой голос». 
Игра «Громко - тихо». 

Игра «Три медведя». 

Игра  «Тихо – громко говори».

Игра «Далеко - близко».

Игра «Эхо»

Игра «Кто как кричит» 

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто как кричит». 

СЛАЙД 13: 3 этап: Различение сходных по звучанию слов.
 На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Угадай словечко»

Игра «Найди пару».
Игра
«Слушай и выбирай».

Игра «Верно-неверно». 

Игра «Послушай и назови нужное слово».

 Игра «Загадай слово».

 Игра «Соревнование».

 Игра « Добавь звук».

 Игра « Отними звук».

 Игра «Вставь пропущенный звук». 

Игра «Звучащий поезд».

Вашему вниманию предлагаю игру «Найди пару».

СЛАЙД 14: 4 этап: Различение слогов.
Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно  усложняя  задания.  Вначале  детям  предлагается  воспроизвести слоговые ряды.

  •  со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т.д.);  
  • с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу)
  • с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);
  • с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба), затем по три слога (па-ба-па));
  • с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);
  • с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);
  • с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);
  • со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);

Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

Затем переходим к играм, усложняя игровую задачу.

          Игра «Похлопаем». 

  Игра «Что лишнее?» 

  Игра «Будь внимательным»

  Игра «Найди лишний слог»

Предлагаю поиграть в игру «Найди лишний слог»

СЛАЙД 15: 5 этап: Различение звуков.

 Учим   различать   фонемы   родного   языка.   Начинаем   с дифференциации гласных звуков. На данном этапе используем символы для обозначения звуков. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов. Так же используем символы согласных звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.  
Игра
 «Похлопаем». 

Игра «Играем в слова».

Игра «Не зевай, сосчитай».

Игра «Любопытный».

Поиграем в игру «Похлопаем, потопаем» и «Не зевай, сосчитай».

СЛАЙД 16: 6 этап: Освоение навыков анализа и синтеза.

 Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.

  • сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;
  • анализируем  гласные звуки;
  • выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах.
  • После этого приступаем к анализу согласных звуков.

Игра «Назови последний звук в слове»

Игра «Назови первый звук в слове»

Игра «Где звук?»

Игра «Назови звуки по порядку в слогах» 

Игра «Определи, какой звук в середине слова»

           Игра «Назови звуки по порядку»
         Игра «
Сколько звуков». 

Игра «Похлопаем».

         Игра «Отгадай слово»

        Предлагаю поиграть в игру «Отгадай слово»

Продолжительность процесса формирования фонематического слуха зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его патологии. Самое главное — определить, какой этап развития фонематического слуха нарушен,  и строить работу в соответствии с этим.

СЛАЙД 17: Невозможно представить себе работу по коррекции фонематического слуха без активного участия родителей, воспитателей и музыкального руководителя. Воспитатель включает некоторые виды упражнений на формирование фонематического слуха в свои занятия, дополнительно закрепляет  во второй половине дня, в индивидуальной работе. А музыкальный руководитель также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, во время музыкальных занятий.

Вы можете взять эти игры на вооружение и вместе с ребенком играть дома, во время семейного досуга.

     СЛАЙД 18:         Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование фонематического слуха. Обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное. А наша совместная работа по формированию фонематического слуха поможет  решить эти задачи.

(Раздаю буклеты). Отвечаю на вопросы родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П рактикум для родителей «Раз словечко, два словечко» Учитель-логопед МБДОУ №3 детский сад общеразвивающего вида Волохова Н.Н.

Слайд 2

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи . Фонематический слух- способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Слайд 3

НАПРАВЛЕНИЯ Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Слайд 4

Возрастные нормы 1 год Реагирует на резкие звуки П рислушиваться к тихим шумам . О тыскивает взглядом источник звука. С лушает музыку. Н ачинает подражать звукам. 2 года М ожет различать все фонемы родного языка. Определяет на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых. С обственное произношение еще не контролирует.

Слайд 5

Возрастные нормы 3 года С амостоятельно определяют неверно произнесенный звук в собственной речи. 4 года Владеют навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении. 5 лет Ф ормируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Слайд 6

Развитый речевой слух. Правильно произносить звуки; Четко произносить слова; Владеть голосом Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; Успешно освоить письмо и чтение.

Слайд 7

Проявление нарушения фонематического восприятия Затрудняются в дифференциации акустически близких звуков Не могут определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах . Не могут подобрать слова с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Слайд 8

Ошибки при чтении

Слайд 9

Ошибки при письме

Слайд 10

Занятия с логопедом

Слайд 11

Этапы развития фонематического слуха 1 этап У знавание неречевых звуков . Игра «Угадай, что звучало». Игра « Шумящие мешочки». Игра «Волшебная палочка». Игра «Жмурки». Игра «Ушки - слушки» Игра «Кто сказал «Мяу ?» Игра «Кто как голос подаёт ?» Игра «Где звенит ?» Игра « Песенки насекомых» Игра «Чей голос?» Игра «Звуки транспорта»

Слайд 12

2 этап Различение звуков речи по тембру, силе и высоте . Игра «Узнай свой голос ». Игра «Далеко - близко ». Игра «Громко - тихо». Игра «Три медведя ». Игра «Кто как кричит». Игра «Эхо ». Игра «Тихо – громко говори».

Слайд 13

3 этап Различение сходных по звучанию слов. Игра «Угадай словечко» Игра «Найди пару ». Игра «Слушай и выбирай ». Игра «Верно-неверно». Игра «Загадай слово ». Игра «Соревнование ». Игра «Кто больше ?». Игра « Добавь звук ». Игра « Отними звук ». Игра «Вставь пропущенный звук». Игра «Составь новое слово».

Слайд 14

4 этап Р азличение слогов Игра «Похлопаем». Игра «Что лишнее?» Игра «Будь внимательным » Игра «Найди лишний слог»

Слайд 15

5 этап Р азличение звуков. Игра «Похлопаем». Игра «Играем в слова ». Игра «Не зевай, сосчитай ». Игра «Любопытный».

Слайд 16

6 этап О своение навыков анализа и синтеза . Игра « Назови последний звук в слове» Игра «Назови первый звук в слове» Игра «Где звук ?» Игра «Назови звуки по порядку в слогах» Игра « Определи, какой звук в середине слова» Игра «Назови звуки по порядку» Игра « Сколько звуков ». Игра «Похлопаем ». Игра «Отгадай слово »

Слайд 17

Взаимодействие с родителями Воспитатель Родитель Музыкальный руководитель Учитель-логопед

Слайд 18

Каждый ребенок всем на диво- Должен говорить красиво, И тогда язык родной Должен понимать его любой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...