Статья "Советы логопеда".
статья (подготовительная группа)

Киппер Тамара Ивановна

СоСтатья "Светы логопеда " Учимся различать звуки речи". Ученик 1 класса должен различать звуки речи(фонемы). Своевременное и правильное развитие фонематического слуха является хорошей учпеваемости в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся различать звуки речи.                                                                      Советы логопеда.

       Когда ребенок идет в школу это очень волнующий момент и для ребенка, и для родителей. Нужно сделать так, чтобы ребенок учился в школе с интересом, с желанием.  Своевременное и правильное речевое развитие является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.                                                                                                                                           Ученик 1класса должен различать звуки речи(фонемы) на слух, выделять звук из слова, сравнивать по звучанию между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но успешного обучения чтению и письму. Различать звуки речи помогут следующие упражнения.                                                                                                                                   1.«Хлопки в ладоши».                                                                                                                                Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других.                                                          -Голос, голос, колос, голос.                                                                                                            -палка, палка, балка, палка.                                                                                                                     -рама, рама, лама, рама.                                                                                                                                                     2 «Будь моим эхом».  (повтори за мной).                                                                                                                                                   -ма-ха-ма-ха;                                                                                                                                                                    -ка-га-ха;                                                                                                                                                                                          -да-та-да).                                                                                                                                                             2.«Подними флажок».                                                                                                                                                               Когда услышишь звук «Ш» подними флажок: м, л, в, ш, б, ш, ш, с.                                                  Подними флажок, когда услышишь звук «Ш» в слогах: па, ба, ша, шо, бу, шу.                                                                       Подними флажок, когда услышишь звук «Ш» в словах: шапка, малыш, юла, стол, школа.                                                                                                                                                                          3.«Какое слово встречается чаще других».                                                                                                  Мяч, сентябрь, туча, сентябрь, пальто, октябрь, сентябрь.                                                                                                                                                                                  
     Если ваш ребенок выполнил задания правильно, то фонематический слух у него не нарушен. Если с заданиями не справился или затруднялся, то необходимо помогать ребенку развивать фонематический слух дополнительными занятиями. Предлагаю поиграть с детьми в следующие игры.                                                                                                                                                      
1. «Отгадай какое слово я произнесла?». (Взрослый произносит звуки с интервалом во времени.)                                                                                                                                                Д…о...м;  у…т...к…а; в…а...з…а; к...о…т                                                                                                                     2. «Какими звуками отличаются слова?»                                                                                                              Дом – сом, коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, Том-дом.                                                                3. «Конец слова потерялся».                                                                                                                            До..,  сы..,  зу..,  со..,  са…,  ба…,   ко… .                                                                                                      3.«Подскажи словечко».                                                                                                                                    Лиза пробовала суп,                                                                                                                                 Заболел у Лизы … (зуб)                                                                                                                                                                 С неба всё скользят пушинки – Серебристые …(снежинки)                                                                                        4. «Назови игрушки , в которых встречается звук [к]».                                                                                                   мяч, кукла, санки, пирамидка, кубики, матрешка и т. д.                                                                     5.Попугай».                                                                                                                                                                                            ша- ша- ша – я катаю малыша.                                                                                                                                                    Ла ла- ла- Лена в лодочке плыла.                                                                                                                        Л>-лу-лу-дали мне пилу.                                                                                                                                                                     Аш-аш-аш-я точу карандаш.

     Ребенку необходимо объяснить, что речь состоит из слов, а слова из звуков. Если в слове исчезнет звук, или заменить его другим, то слово будет звучать совсем по-другому и иметь иное значение.                                                                   Например: Крот-кот, точка-дочка, палка-балка.                                                                                                                                                                       Если ребенок произносит неправильно звуки, то слова тоже будут звучать по-разному.                                                                                                                                                                          -Рак-лак, жук-сук.

       Ребенок должен знать, что буквы делятся на гласные и согласные буквы. Гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно не встречая преграду.                                                                                                                                                                                         Звуки А, О, У, Ы, Э, произносятся легче, чем Я, Е, Ё, И, Ю. Эти гласные обозначают двойные звуки: Я- «йа», Е- «йэ», Ё- «йо», Ю-«йу».                                                                                                                                                  Правильно произносить гласные звуки помогут стихи и чистоговорки с ударением на гласный звук.                                                                                                                  «А».                                                                                                                                            Антошка с Армошкой в амбар забрели.                                                                                                            В амбаре в мешках арахис нашли.                                                                                                         Антошка арахис в карман положил.                                                                                                 Армошка арахис совсем не любил.                                                                                                                                         Прочитав стихотворение, предложите ребёнку ответить на вопросы.                                                                  - Какой звук встречается чаще, чем другие?                                                                                                               - Какой это звук – гласный или согласный?                                                                                     - Почему этот звук гласный?                                                                                                                                     -Как звали мальчиков?                                                                                                                                              -Куда они забрели?                                                                                                                                                             -А что такое амбар? -арахис?                                                                                                                «Э».                                                                                                                                                                                                   Мы в лесу играли в «Эхо».                                                                                                                                                     Эмма, Эдик – крикуны.                                                                                                                                      Мы кричали и искали.                                                                                                                                         Эхо так мы не нашли.                                                                                                                             «У»                                                                                                                                                                     Утка к пруду не спеша подошла,                                                                                                         Утка к улитке утром пришла,                                                                                                               Утка с улиткой плавали дружно,                                                                                                             Утка вверху, улитка внизу (по дну).                                                                                                        «И».                                                                                                                                                                          Игорь, Инна и Ирина индюка искали.                                                                                                                       И у речки возле ивы птицу повстречали.                                                                                                  Но индюк был не один.                                                                                                                                    Он с индюшками дружил.                                                                                                                                «О».                                                                                                                                                                  Оля с Колей пошли в поле.                                                                                                                                        Оля катит колесо.                                                                                                                                                 Коля Оле помогает.                                                                                                                                    Они дружно так играют.                                                                                                                              «Я».                                                                                                                                                               Яша, яма, яхта, якорь.                                                                                                                                  Все слова на букву Я.                                                                                                                                      Буква Я зазнайка наша.                                                                                                                                Я-Я-Я...                                                                                                                                                                                            К каждому стихотворению можно задать вопросы, расширяя словарный запас, побеседовать с детьми о данном гласном звуке.

       При произношении согласных звуков воздух встречает преграду, согласные мы не можем петь, тянуть. Читая букву, нужно произносить согласный звук без призвука «Э» (словесная ошибка). Читаем «М», а не «МЭ». Так согласный звук легко сливается с гласными. Ребенок будет читать слово «ДОМ», а не «ДэОМэ».                                                                                                                                                                                                                                                    Чтобы ребенок слитно начал читать, предложите ему такой вид работы поплавать на лодочке.                                                                                                                               «Поплаваем на лодочке».   

А~~~~~~~~ М                                                                                                                                                А~~~М                                                                                                                                                           А~~М                                                                                                                                                                                      АМ.    

                                                                                                                                                                          Так ребёнок поймёт, как буквы сливаются в слоги.                                                                                                                         Игровая форма обучения наиболее эффективна для детей дошкольников и младших школьников. Разнообразные виды работ, в процессе выполнения данных заданий, обогащают словарный запас, развивают кругозор                                              и психические процессы: внимание, память воображение.                                                                                                                                                               А это имеет очень важное значение в обучении детей техники чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...