Конспект логопедической образовательной деятельности в группе для детей с ОНР 5-6 лет Тема: «Обитатели морей, рек и аквариумов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

                                  

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, расширение и активизация  словаря по теме «Морские и пресноводные рыбы». Совер­шенствование умения составлять описательный рассказ по пред­ложенному плану. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, мыш­ления, зрительного внимания, восприятия, воображения, длительного плав­ного выдоха, мелкой и общей моторики, координа­ции речи с движением. Снятие зрительного напряжения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бе­режного отношения к природе.

 

Предварительная работа. Разучивание игр «Водолазы», «Волшебники». Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, бе­седа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Составление плана рассказа о прес­новодной рыбе с воспитателем. Изготовление картинок с изображением рыб способом надавливания и размазывания пластилина по картонной поверхности.

 

Оборудование.

  • Одноразовые стаканчики с водой, коктейльные трубочки.
  • Магнитная доска  с прикрепленными к ней речными и аквариумными рыбами.
  • Наборы «волшебных палочек» для каждого ребёнка
  • Декорации (водоросли, камни, плоскостные изображения речных рыб, игрушка – сом).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_-_kopiya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

 (Объявление темы . Создание эмоционального положительного фона).

Логопед приветствует детей. Раздается телефонный звонок.

Голос по телефону: «Здравствуйте,  ребята. Я Водяной. Поселился я в новый водоем и приглашаю вас в гости на новоселье. Мой адрес «Подводное царство речное государство».

     Логопед предлагает детям отправиться в гости к Водяному и выбрать подарок для него на новоселье.

     Дети высказывают предположения о том, что можно подарить Водяному.

     Логопед предлагает подарить картинки с изображением рыб, которые дети делали с воспитателем.

     Логопед вместе с детьми складывают в сумку картинки с изображением рыб, созданные способами надавливания и размазывания пластилина по картонной поверхности.

  1. Игра «Батискаф».

(Развитие длительного плавного выдоха. Совершенствование умения создавать коллективную постройку из крупных модулей). 

      Логопед: Ребята, а теперь вспомните названия водного транспорта, нам же нужно на чем-то добраться в подводное царство, речное государство (лодка, катер, пароход, корабль, теплоход, парусник, яхта, подводная лодка, батискаф).

Садятся в «батискаф». Логопед раздает стаканы с водой, коктейльные трубочки, дети выполняют дыхательное упражнение «Буря в стакане», логопед в это время читает стихотворение.

Логопед: 

На батискафе, как в кино

Погружаемся на дно.

Под водой мотор гудит,

Батискаф бурлит, бурлит.

Мимо окон рыбок стаи

Разноцветных проплывают. 

Батискаф наш опустился

И мотор остановился.

      Логопед собирает стаканы с коктейльными трубочками, сообщает, что батискаф опустился на дно реки.

  1. Игра «Рыбка».

(Развитие общей моторики, координации речи с движением).

      Логопед: Ребята, а кто обитает  под водой ? (дети называют).

      Логопед: Давайте познакомимся и подружимся с рыбками.

      Дети выполняют движения, согласно тексу стихотворения

«Рыбка»

Инструкция логопеда

Выполняемые движения

Рыбка плавает в водице,

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.

Волнообразные движения руками.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Бегут друг за другом.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (М. Клюкова)

Далее по тексту.

  1. Игра «Путаница».

(Дифференциация речных и аквариумных рыб. Обогащение словаря прилагательных).

          Водяной: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть в подводном царстве, речном государстве. Посмотрите, как много у меня рыбы.

      Логопед: Здравствуй, Водяной. Рыбы в твоем царстве действительно много. Только что-то здесь не так. Ребята, рассмотрите рыбу внимательно. Разве эта рыба вся речная?

(Гуппи живет в аквариуме. Это аквариумная рыба).

     Логопед: Расскажите, какая это рыбка? (Гуппи - маленькая, красивая, яркая).

Давайте поместим гуппи в банку, чтобы большие рыбы не съели ее.

     Помещает гуппи в пластиковую банку.

     Дети по очереди выбирают всех аквариумных рыб (гуппи, гурами, скалярия, неоны, меченосец), подбирают определения.

     Логопед: Теперь порядок, аквариумные рыбы должны жить в аквариуме. Мы возьмем их с собой в детский сад и поместим в аквариум.

  1. Рассказы о рыбах по заранее составленному плану.

(Развитие связной речи).

       Логопед: Ребята, расскажите Водяному о рыбе, которая останется жить в речном царстве. Назовите ее, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы, расскажите о ее отличительных особенностях.

       Предполагаемый рассказ:

Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы. На голове у щуки есть глаза, рот и жабры. Жабры нужны рыбам, чтобы дышать. Туловище щуки покрыто мелкой чешуей.

       Аналогично составляют рассказы все дети.

  1. Игра «Кого не стало».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи).

        На  магнитной доске  изображения пяти рыб.

     Логопед. Ребята, рыбы хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, одна рыба спрячется, а вы скажете, кого не стало.

        По команде логопеда дети закрывают глаза. На доске исчезает одна рыба.

     Логопед. Кого не стало? (Не стало щуки).

       Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети.

7. Игра «Волшебники».

 (Развитие воображения, графо-моторной координации, ориентации в плоскости стола).

       Логопед предлагает детям поиграть в игру «Волшебники».

       Дети  каждый на своем столе выкладывает из «волшебных палочек» ( разноцветные спички)  обитателей морей, рек и аквариумов(например: рыбу, кита, морскую звезду и др.)

Рисунок 1,2,3.

9. Итог.

(Рефлексия содержания занятия).

       Логопед: Хорошо у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

       Водяной: До свидания, ребята. Мне было очень приятно вас видеть у себя в гостях.

     Дети прощаются с Водяным.

     Логопед предлагает детям занять места в батискафе.

     Логопед: Пока мы поднимаемся на поверхность, давайте с вами вспомним, где мы сегодня побывали?

              Вам понравилось в гостях у Водяного?

              Что в нашем путешествии вам показалось интересным?                     

        Какие задания для вас были сложными?

      Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу, вы все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению детей второй младшей группы плаванию по теме: « В аквариуме»

Игровая деятельность, включающая сюжетно-ролевую игру. Имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Соответствует ФГОС...

План-конспект подгрупповой образовательной деятельности с детьми 7 года жизни с ОВЗ на тему «Море»

План-конспект подгрупповой образовательной деятельности с детьми 7 года жизни с ОВЗ на тему «Море»....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой/аппликация Путешествие «По морям, по волнам». (Воздух, вода и свет)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательских и творческих навыков дошкольников....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей старшего возраста с природой "Путешествие по морям по волнам".

Интегрированная образовательная деятельность по ознакомлению детей старшего возраста со свойствами воздуха, воды и света....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию Тема: «Рыбки в аквариуме»

Тематическая неделя: Аквариумные рыбы.Цель: Создать условия для создания изображений с помощью геометрических фигур, природного и бросового материала.Задачи:Образовательные:-смоделировать образователь...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие «Глубокое синее море»

Цель данной методичсеской разработки: расширять представления детей старшего возраста о представителях морских глубин....