ПРОЕКТ "Речевой ветерок" для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи.
проект по логопедии (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта
«Речевой ветерок»
для детей подготовительной к школе
группы в возрасте 6-7 лет с нарушениями речи (нарушения произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи).
(краткосрочный проект)
Составила:
учитель-логопед
Ефременко Е.Г.
.
Санкт – Петербург
2021 учебный год.
ТЕМА ПРОЕКТА: «Речевой ветерок»
ТИП ПРОЕКТА. Практико-ориентированный, краткосрочный, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный с января 2021 года по 26 февраля 2021 года.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы,
родители воспитанников (законные представители), учитель – логопед.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Правильное речевое дыхание- это основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок может правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое дыхание выполняется автоматически. При проговаривании человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, нужно научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен процесс реализации проекта:
- Несформированность речевого выдоха.
- Отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.
I. ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель. Формировать у детей, подготовительной к школе группы 6-7 возраста с речевыми нарушениями, умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания.
ЗАДАЧИ.
1.Формировать у детей навыки правильного речевого дыхания.
2.Обучить детей технике диафрагмального дыхания.
3.Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4.Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
5.Привлечь внимание родителей (законных представителей) к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
6.Систематизировать практический материал по дыханию (оформить картотеку игр и упражнений)
II. ЭТАП. ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Составление плана проекта.
3. Планирование работы с родителями и педагогами по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров».
4. Подбор информации для оформления буклетов с рекомендациями для родителей по развитию речевого дыхания.
III ЭТАП ПРОЕКТА: ОСНОВНОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Дата Тема занятия | Совместная деятельность со взрослым | Самостоятельная деятельность детей | Создание развивающей среды. |
Январь
«Последовательность работы по формированию навыка правильного дыхания»
| Беседы о роли правильного физиологического и речевого дыхания. Игровые ситуации. Цель: - Формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;
- Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
- развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
| Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров, пособий: - упр. «Задуй свечу» - упр. «Плавающая книга» - упр. «Сдуй снежинку»
- упр. «Вдох-выдох»; - упр. «Дует ветер»; - упр. «Рыбка»
- упр. «Горячий чай»
| Игровое пособие «Снежинка»
Тренажер «Вертушка».
Игровое пособие «Горячий чай»
|
Февраль
«Работа по формированию и закреплению речевого дыхания в процессе произношения»
| Логопед показывает дыхательные упражнения. Произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями. Проговаривает фразы, скороговорки, загадки, воспитанник повторяет за педагогом. Игровые ситуации. Цель: - Развитие фонационного (озвученного выдоха);
- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);
- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
| Длительное протяжное произнесение гласных звуков. «Дует сильный ветер-у-у». Длительное произнесение согласных звуков. «Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з» и на одном дыхании при усилении и ослаблении звука. Игры – соревнования «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
«Изобрази животное» «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав». Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап» Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.
Фразы с использованием приема наращивания. Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д. «Скороговорки» «Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д. Поговорки. Загадки.
|
Наглядно-дидактическое пособие с изображением животных.
Счетные палочки
Картинный материал «Времена года»
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Дети научаться правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
- Появится устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности законных представителей в овпросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Работа с детьми:
-Улучшить функции внешнего дыхания (вдыхаем через нос, не поднимаем плечи при вдохе, в дыхании участвует живот);
- Выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха;
- Дифференциация ротового и носового выдоха;
- Развитие фонационного (озвученного выдоха);
- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);
- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
Работа с родителями
- Оформление буклетов «Упражнения на развитие речевого дыхания»
- Индивидуальные консультации для родителей «Игровые упражнения для развития речевого дыхания».
Январь
- Знакомство и проведение игр и упражнений по развитию речевого дыхания.
Февраль
- Формирование и закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков; слогов, слов и предложений.
- Привлечение законных представителей к созданию пособий.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.
2. Фотоотчёт детско- родительских пособий по речевому дыханию.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Лэпбук «Речевой ветерок»
Фотоотчёт игровых пособий для развития речевого дыхания
ЛИТЕРАТУРА:
1.М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
2.Т.В. Нестерюк «Дыхательная и звуковая гимнастика»
3.Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»
4.Белякова, Л. И., Гончарова, Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – (Логопедические технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_.pptx | 778.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»
Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л\']...
Конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада".
конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада"....
Сценарий праздника "Осенние приключения" с применением элементов логоритмики для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи
Задачи:Закрепить двигательных умений и навыки;Развить звуковысотный, тембровый и динамический слух;Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков...
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....
Конспект Развлечения подготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»
КонспектРазвлеченияподготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»...
Маршрутный лист по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» воспитанника подготовительной к школе группы с нарушением речи
Образец индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушением речи (ФФН). Работа музыкального руководителя с ребенком в течение года...