ПРОЕКТ "Речевой ветерок" для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи.
проект по логопедии (подготовительная группа)

Ефременко Елена Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Паспорт педагогического проекта

 «Речевой ветерок»

для детей подготовительной к школе

группы в возрасте 6-7 лет с нарушениями речи (нарушения произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи).

(краткосрочный проект)

 

 

 

 

                                     

                                                                        Составила:

                                                                           учитель-логопед

                                                                              Ефременко Е.Г.

 

 

                                                                                                   

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2021 учебный год.

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «Речевой ветерок»

 

ТИП ПРОЕКТА. Практико-ориентированный, краткосрочный, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный с января 2021 года по 26 февраля 2021 года.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной    группы,

родители воспитанников (законные представители), учитель – логопед.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Правильное речевое дыхание- это основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок может правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое дыхание выполняется автоматически. При проговаривании человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, нужно научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен процесс реализации проекта:

 

- Несформированность речевого выдоха.

- Отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.

 

I. ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель. Формировать у детей, подготовительной к школе группы 6-7 возраста с речевыми нарушениями, умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания.

 

ЗАДАЧИ.

1.Формировать у детей навыки правильного речевого дыхания.

2.Обучить детей технике диафрагмального дыхания.

3.Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.

4.Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

5.Привлечь внимание родителей (законных представителей) к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

6.Систематизировать практический материал по дыханию (оформить картотеку игр и упражнений)

II. ЭТАП.  ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.

1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.

2. Составление плана проекта.

3. Планирование работы с родителями и педагогами по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров».

4. Подбор информации для оформления буклетов   с рекомендациями для родителей по развитию речевого дыхания.

 

III ЭТАП ПРОЕКТА:  ОСНОВНОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Дата

Тема занятия

Совместная деятельность со взрослым

Самостоятельная деятельность детей

Создание развивающей среды.

Январь

 

«Последовательность работы по формированию навыка правильного дыхания»

 

 

 

 

Беседы о роли правильного физиологического и речевого дыхания.

Игровые ситуации.

 Цель:

- Формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;

 

 

- Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);

 

- развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

 

Выполнение дыхательных игр

и упражнений

с использованием дыхательных тренажёров, пособий:

- упр. «Задуй свечу»

- упр. «Плавающая книга»

- упр. «Сдуй снежинку»

 

- упр. «Вдох-выдох»;

- упр. «Дует ветер»;

- упр. «Рыбка»

 

 

- упр. «Горячий чай»

 

Игровое пособие

«Снежинка»

 

 

 

 

 

 

Тренажер

«Вертушка».

 

Игровое пособие

«Горячий чай»

 

Февраль

 

«Работа по формированию и закреплению речевого дыхания в процессе произношения»

 

Логопед показывает дыхательные упражнения.

Произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями.

Проговаривает фразы, скороговорки, загадки, воспитанник повторяет за педагогом.

Игровые ситуации.

Цель:

- Развитие фонационного (озвученного выдоха);

 

 

 

- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

 

Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Дует сильный ветер-у-у».

Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з» и на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

Игры – соревнования

 «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

 

«Изобрази животное»

 «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап»

Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.

Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

 

Фразы с использованием приема наращивания.

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

«Скороговорки»

«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

Поговорки.

Загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-дидактическое пособие с изображением животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счетные палочки

 

Картинный материал «Времена года»

 

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.  

- Дети научаться правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

- Появится устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

- Повышение грамотности законных представителей в овпросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

Работа с детьми:

-Улучшить функции внешнего дыхания (вдыхаем через нос, не поднимаем плечи при вдохе, в дыхании участвует живот);

- Выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха;

- Дифференциация ротового и носового выдоха;

- Развитие фонационного (озвученного выдоха);

- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);

- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

Работа с родителями

- Оформление буклетов «Упражнения на развитие речевого дыхания»     

- Индивидуальные консультации для родителей «Игровые упражнения для развития речевого дыхания».                                                                                                         

Январь

- Знакомство и проведение игр и упражнений по развитию речевого дыхания.

Февраль

- Формирование и закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков; слогов, слов и предложений.

- Привлечение законных представителей к созданию пособий.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.

2. Фотоотчёт детско- родительских пособий по речевому дыханию.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

Лэпбук «Речевой ветерок»

Фотоотчёт игровых пособий для развития речевого дыхания

ЛИТЕРАТУРА:

1.М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»

2.Т.В. Нестерюк «Дыхательная и звуковая гимнастика»

3.Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»
4.Белякова, Л. И., Гончарова, Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – (Логопедические технологии).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_.pptx778.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЭПБУК «РЕЧЕВОЙ ВЕТЕРОК»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель:  закрепление навыка произношения и дифференциация  звуков [л] и  [л\']...

Конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада".

конспект фронтальной коррекционно - развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи "Профессии детского сада"....

Сценарий праздника "Осенние приключения" с применением элементов логоритмики для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи

   Задачи:Закрепить двигательных умений и навыки;Развить звуковысотный, тембровый и динамический слух;Развить речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков...

Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).

Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....

Конспект Развлечения подготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»

КонспектРазвлеченияподготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»...

Маршрутный лист по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» воспитанника подготовительной к школе группы с нарушением речи

Образец индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушением речи (ФФН). Работа музыкального руководителя с ребенком в течение года...