Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда у дошкольников с ОВЗ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией дошкольников предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми и потребностями. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.
Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям дошкольников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями дошкольников с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии.
Цель:развитие всех компонентов речи дошкольников с ОВЗ с использованием современных образовательных технологий.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.
2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса для детей-логопатов.
3. Определить результативность проделанной работы.
Ожидаемый результат работы:
Развитие правильного речевого дыхания и артикуляционного праксиса
I этап педагогической деятельности :
1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.
2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.
3. Изучение индивидуальных особенностей дошкольников.
4. Выбор технологий.
II этап Внедренческий.
Данный этап предполагает реализацию индивидуального логопедического подхода к дошкольникам.
Основные задачи:
-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,
-развитие и совершенствование познавательной деятельности,
-развитие психических функций,
-стимулирование речевого развития дошкольников,
-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,
-развитие всех форм речи,
-повышение интереса к коррекционным занятиям,
-преодоление коммуникативного барьера между логопедом и воспитанником.
Успешность коррекционного процесса обеспечивается реализацией следующих принципов:
- Системности.
- Развития.
- Комплексности.
- Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
- Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
- Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
- Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом особенностей речевых нарушений у дошкольников.
Организация индивидуальных логопедических занятий осуществляется с учётом особенностей речевых нарушений у дошкольников. .
Построение логопедических занятий предполагает обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:
Здоровьесбережение.
-дыхательная гимнастика,
-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,
-пальчиковая гимнастика,
-гимнастика для глаз,
-массаж кистей и пальцев рук,
-упражнения на релаксацию,
-общие двигательные упражнения.
Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического и психического благополучия дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии.
Одной из дополнительных возможностей работы с воспитанниками, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с дошкольниками нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета интерактивным столом позволяет использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной речи, развитие психических функций.
Игровые технологии.
Наиболее привычной и желанной формой деятельности у дошкольников с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, является оптимальным. . При отборе игр и игровых приёмов, учитываются следующие требования:
1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к деятельности;
2. Учёт структуры речевого дефекта дошкольников;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Соответствие коррекционной цели занятия;
5. Учёт принципа смены видов деятельности;
6. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.
Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:
Коррекция звукопроизношения: «Зоводим моторчик". «Логопедическое лото»;
Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;
Коррекция зрительно-моторных представлений: "Рисуем шнурочками", "Волшебные узоры", «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;
Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», , «Доскажи словечко»;
Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево", «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;
Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».
Нетрадиционные технологии.
Коррекционно-развивающий процесс включает элементы нетрадиционных технологий: литотерапия, ТРИЗ, пескотерапия, акватерапия, мнемотехника.
Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.
Нетрадиционные технологии перспективны в работе с дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.
III этап Основные направления работы:
1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию речи дошкольников.
2. Обработка и анализ полученных результатов.
3. Определение эффективности, применяемых технологий.
Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития дошкольников. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций и творческих способностей.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.
3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...