Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда у дошкольников с ОВЗ.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ефременко Елена Геннадьевна

На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией дошкольников предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми и потребностями.  Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.

Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям дошкольников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями дошкольников  с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. 

Цель:развитие всех компонентов речи дошкольников с ОВЗ с использованием современных образовательных технологий.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.

2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса  для  детей-логопатов.

3. Определить результативность проделанной работы.

Ожидаемый результат работы: 

- Повышение уровня сформированности связной речи;
- Формирование умений точно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели;
- Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
- Формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);
- Повышение самостоятельности при работе над речевым высказыванием;
- Формирование двигательных умений и навыков, мелкой и общей моторики;

Развитие правильного речевого дыхания и артикуляционного праксиса

I этап педагогической деятельности :

1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.

2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.

3. Изучение индивидуальных особенностей дошкольников.

4. Выбор технологий.

II этап Внедренческий.

Данный этап предполагает реализацию индивидуального логопедического подхода к дошкольникам.

Основные задачи:

-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,

-развитие и совершенствование познавательной деятельности,

-развитие психических функций,

-стимулирование речевого развития дошкольников,

-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,

-развитие всех форм речи,

-повышение интереса к коррекционным занятиям,

-преодоление коммуникативного барьера между логопедом и воспитанником.

Успешность коррекционного процесса обеспечивается реализацией следующих принципов:

  • Системности.
  • Развития.
  • Комплексности.
  • Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
  • Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
  • Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
  • Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом особенностей речевых нарушений у дошкольников.

Организация индивидуальных логопедических занятий осуществляется  с учётом особенностей речевых нарушений у дошкольников. . 

Построение логопедических занятий предполагает обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий:

Здоровьесбережение.

-дыхательная гимнастика,

-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

-пальчиковая гимнастика,

-гимнастика для глаз,

-массаж кистей и пальцев рук,

-упражнения на релаксацию,

-общие двигательные упражнения.

Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического и  психического благополучия дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии.

Одной из дополнительных возможностей работы с воспитанниками, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с дошкольниками нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета интерактивным столом  позволяет  использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной  речи, развитие психических функций.

Игровые технологии.

Наиболее привычной и желанной формой деятельности у дошкольников с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, является  оптимальным. . При отборе игр и игровых приёмов, учитываются  следующие требования:

1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к деятельности;

2. Учёт структуры речевого дефекта дошкольников;

3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

4. Соответствие коррекционной цели занятия;

5. Учёт принципа смены видов деятельности;

6. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.

Все подобранные игры и игровые приёмы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:

Коррекция звукопроизношения:  «Зоводим моторчик". «Логопедическое лото»;

Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;

Коррекция зрительно-моторных представлений: "Рисуем шнурочками", "Волшебные узоры", «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;

Развитие и совершенствование словаря обучающихся: «Что растёт в огороде?», , «Доскажи словечко»;

Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево",  «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»; 

Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».

Нетрадиционные технологии.

Коррекционно-развивающий процесс включает  элементы нетрадиционных технологий: литотерапия, ТРИЗ, пескотерапия, акватерапия, мнемотехника. 

Приёмы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков), собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов. 

Нетрадиционные технологии перспективны в работе с дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться  с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.

III этап Основные направления работы:

1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию речи дошкольников.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Определение эффективности, применяемых технологий.

Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития дошкольников. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной,  обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций и творческих способностей.

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

2. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М.: Просвещение,2012.

3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. -М.: АРКТИ,2007.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда у дошкольников с ОВЗ. Ефременко Е. Г. ГБДОУ детский сад № 30 Красносельского района СПб, город Санкт-Петербург. Синквейн Стихотворение из 5 строк Задача Способствует творческому развитию речи. Обучает формулировать ключевую фразу Подготавливает к краткому пересказу Литотерапия Лечение камнями Задача Развитие мелкой моторики Автоматизация звуков в словах Развитие фонематического слуха Мнемотехника Задача Упрощение процесса запоминания Развитие ассоциативного мышления, воображения и внимания. Формирование связной речи Здоровьесберегающие Задача Снятие психического, нервного и мышечного напряжения Формирование орального праксиса Повышение резервов дыхательной системы Совершенствование общей и мелкой моторики Интерактивные Задача Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения Дифференциация оппозиционных звуков Формирование слоговой структуры слова ТРИЗ Теория решения изобретательских задач Задача Расширение словарного запаса Развитие воображения Алгоритм Вспомни Додумай Придумай Планируемые результаты Повышение уровня сформированности связной речи; Формирование умений точно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели; Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира; Формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания); Повышение самостоятельности при работе над речевым высказыванием; Формирование двигательных умений и навыков, мелкой и общей моторики; Развитие правильного речевого дыхания и артикуляционного праксиса . Вывод : применения данных видов технологий, в процессе обучения у детей с ОВЗ, способствуют правильному формированию артикуляционного праксиса , коррекции психических процессов, развитию моторных умений и навыков. Происходит формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развиваются все структурные компоненты речи. Организация работы Проведение обследования речевого развития дошкольников с ОВЗ Определение структуры и степени речевого нарушения Социальная адаптация детей в коллективе Определение и реализация индивидуального плана на каждого ребенка Осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей Создание развивающей предметно-пространственной среды Применение современных образовательных технологий Подведение итогов К онсультативно-просветительская работа среди специалистов ДОУ Работа с родителями Цель Развитие всех компонентов речи дошкольников с ОВЗ с использованием современных образовательных технологий. Основные технологии, используемые на занятиях Использование интерактивного стола Схема Синквейна Мнемотаблица : для развитие грамматического строя речи ТРИЗ : круги Луллия для развития связной речи Литотерапия : камешки Марлбс для развития фонематических процессов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...