Материал для информационного стенда "Что такое фонематический слух?"
методическая разработка по логопедии

Чижова Мария Александровна

Что такое  фонематический слух? 

Упражнения  для развития фонематического слуха и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_stend.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое

 фонематический слух?

"Плохо говорит...", "Не произносит шипящие звуки...", "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими"  - типичные жалобы, с которыми родители приходят в логопедический детский сад. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Фонематический слух или речевой слух – способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значение. Т.е. речевой слух – способность слушать и понимать звуки.

Из чего же складывается развитый фонематичекий слух?

  1. Звуковысотный слух

это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

  1. Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
  2. Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок

Даже при наличии острого природного слуха – фонематический надо развивать.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР занимает формирование

фонематического восприятия

Способность воспринимать и различать звуки речи

  • Фонематическое восприятие формируется на базе слухового.
  • В норме к 4 годам.  

Развитие фонетического восприятия положительно влияет на

  • формирование слоговой структуры
  • лексико-грамматических представлений (окончания, приставки, суффиксы, предлоги и тд)
  • становление звукового анализа – высшую ступень развития фонематичекского восприятия.  

Вывод: фонематический слух позволяет

  1. правильно произносить звуки;
  2. четко произносить слова;
  3. владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  4. овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  5. успешно освоить письмо и чтения

Упражнения

 для

развития фонематического

слуха и восприятия.

Упражнения для развития фонематического слуха и восприятия.

  1. Узнаем неречевые звуки

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:

что шумит? (деревья)

что гудит? (машина)

кто кричит? (мальчик) и т.д.

  1. Игра "Громкие подсказки".

Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если ребенок  подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и ребенок  попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

  1. Игра "Где позвонили?"  (учит определять направление звука).

  1. Игра "Узнай, что звенит (гремит)?".

На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д

  1. Игра "Узнай, кто позвал".

Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

  1. «Посмотрим, кто говорит»

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  1. Игра "Близко - далеко".

 Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

  1. Сказка "Три медведя".

Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

  1. Игра "Узнай по голосу".

 Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

  1.  Игра "Правильно-неправильно".

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

  1.  Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

  1.  «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках.

Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

  1.  Чистоговорки.

 Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

  1.  Игра "Угадай-ка".

 У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Младенец плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

  1.  «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

  1.  «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

  1.  Игра "Звук заблудился".

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

  1.  Игра "Сколько звуков?".

Ребенок должен отложить ( хлопнуть, топнуть и тд) на столе столько палочек, сколько звуков услышал. (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аоа).

  1.  «Хорист»

Пропеваем заданный звук с разными интонациями. Поменяться ролями.

  1.  «Звуковые песенки»

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

  1.  «Кто первый?»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Ребенок должен выбрать соответствующий символ.

  1.  Игра "Звуки, по порядку становитесь".

 Перед малышом лежат карточки символами звуков. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе символы в данном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух?

Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых...

Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".

В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.     Нарушения речи могу...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

"Что такое фонематическое восприятие и фонематический анализ?"

В статье раскрываются следующие понятия: что такое  фонематическое восприятие, фонематический анализ, говорится о его роли в процессе обучения грамоте....