Дидактические игры для развития связной речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Самсонова Ирина Владимировна

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi.docx156.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития связной речи

        

Подготовила учитель-логопед  Самсонова Ирина Владимировна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Представляю Вашему вниманию игры для развития связной речи

«Собери картинку»

Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

C:\Users\Дарья\Desktop\4886f0863c50ce771e6bde0d4c60040f.jpg.jpg

«Расскажи»

Цель игры: развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память.

Ход игры: пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.

C:\Users\Дарья\Desktop\57f50322e85ebf8dc4989428c693ad14.jpg.jpg
C:\Users\Дарья\Desktop\569d6ae1398e607384351d8703488ee8.jpg.jpg

Карточки «Развитие» (школа Монтессори)

д/и «Сказочники» (договаривание сказок, развитие истории, например «Звёздный ёжик…»

Пальчиковые игры с проговариванием (речь, сопряженная с действием)

Д/и «Забывчивый покупатель» ( описательный рассказ о продуктах питание, предметов одежды, обуви и т.д.)

Д/и «Крокодил» ( по повадкам и внешнему описанию догадаться, что за животное загадано)

Д/и «Слова растерялись» ( собрать предложение из слов, например «Мальчик, с гвоздик, молоток» ,  подружите слова : Мальчик забивает молотком гвоздь.) – на правильное грамматическое оформление речи и развитие связной речи.

Ролевые игры (Магазин, Парикмахерская, Больница, Автосервис, Строитель)

Д/и «Забывчивый художник» ( серия картин – расставить в последовательности и объяснить), одна картина (например, лес) – чего и кого не хватает на картинке, что бы вы дорисовали.

Д/и «Скоморох» ( на знание пословиц, поговорок (Доскажи словечки…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию связной речи

Программа  по развитию  речи у детей   старшего  возраста с  5 до 7 лет с ТНР с помощью   дидактических   игр   составлена в  соответствии  с Законом ...

Конспект дидактической игры по развитию связной речи в старшей группе «Чудеса на зимней полянке»

Конспектдидактической игрыпо развитию связной речи в старшей группе«Чудеса на зимней полянке»...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Современные дидактические игры по развитию связной речи.

Современные дидактические игры по развитию связной речи«ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка ...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...