Методика работы по письму и чтению. Упражнение «Подвижный алфавит» в М.Монтессори группе
учебно-методический материал по логопедии

Лебедева Ольга Ивановна

Методика работы по письму и чтению

 Упражнение «Подвижный алфавит» в М.Монтессори группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_rabot_po_pismu_i_chteniyu_17.05.docx261.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы по письму и чтению

«Подвижный алфавит»

в М.Монтессори группе

F:\DCIM\100MSDCF\DSC01449.JPG

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель  I кв. кат.

г.Асино 2021

Подвижный алфавит

Материал: буквы, вырезанные из пластика, соответствующие по форме и размерам шероховатым буквам. Согласные - синие, гласные - красные. Буквы лежат в лотках с ячейками, в каждой ячейке - по несколько экземпляров одной буквы. Коврик с нашитыми строчками аналогично строчкам в тетрадях для первоклассников,        

Цель: научиться составлять слова из букв. Подготовка к письму.

Презентация

  1. Учитель говорит ребенку: «Посмотри, это подвижный алфавит. Это тоже буквы, из них можно составлять слова. Слова составляют вот на этом коврике. Постели его, пожалуйста». (Можно использовать обычный коврик, а строчку на нем выкладывать шнурком.)
  2. Учитель просит ребенка взять на поднос те буквы, которые он уже знает, и назвать их. (Если ребенок не узнает знакомых букв, можно провести сопоставление с подвижным алфавитом: наложить буквы подвижного алфавита на шероховатые так, чтобы они полностью совпали.)
  3. Поднос с буквами относят на коврик, буквы выкладывают вверху в ряд так, чтобы каждая была хорошо видна ребенку. (В последующем при самоcтоятельной работе ребенка, знающего значительное количество букв, можно приносить на ковер все лотки с буквами, не выкладывая предварительно их на поднос.)
  4. Учитель говорит ребенку: «Давай мы с тобой напишем из этих букв слово слон». (Учитель сразу называет слово, которое будут составлять. Это очень важное отличие письма от чтения: прежде чем написать, слово надо задумать. Идея, понятие у пишущего человека появляется раньше графического изображения - у читающего происходит обратное. Чтобы для ребенка данная работа была аналогична письму, а не чтению, он должен заранее знать, какое слово сейчас будет составлено. Для работы выбирается простое слово, которое можно составить из знакомых ребенку букв. Важно, чтобы все звуки этого слова обозначались «своими» буквами, т.е. чтобы не было фонограмм - расхождения между написанием и звучанием.)
  5. Слон - что ты слышишь в начале: с-с-с-лон! (Выделение звуков в слове - знакомая для ребенка работа, он умеет это делать.)
  6. «Да, первой слышится с. А у нас здесь есть с?» - учитель предлагает ребенку выбрать нужную букву. «Положим ее сюда» - учитель кладет букву в начале строки, обращая внимание ребенка на ее положение между линиями. (Ребенок умеет сопоставлять звук и его графическое изображение. Но здесь он впервые сталкивается с взаимным расположением букв на строке. Это особенно важно для букв с надстрочными и подстрочными элементами, такими как в, б, д, щ)
  7. «С-л-л-л-он - что ты слышишь после с!... Есть у нас здесь л? » - учитель кладет рядом с первой следующую букву.
  8. Учитель проводит пальцем вдоль выложенных рядом букв, как бы прочитывая их, и одновременно проговаривает то слово, которое составляют: «Сл-о-о-о-о - что ты слышишь после л? ... Где здесь о!... Клади ее сюда».
  9. Аналогично п.8: «Сло-н-н-н - что ты слышишь после о? ... Где здесь н? ... Клади ее свода». (Каждый раз, повторяя слово, учитель одновременно проводит вдоль уже выложенных букв, как бы прочитывая их, и, задерживая палец на том месте, куда надо будет положить следующую букву, тянет соответствующий звук.)
  10. Учитель прочитывает все слово, проводя пальцем вдоль выложенного ряда букв. (Ребенка на данном этапе работы не просят прочитать слово - он еще не умеет читать, он только учится писать. Конечно, он сможет назвать то слово, которое только что выложил вместе с учителем, но это не будет чтением: он заранее знал это слово, а не узнал его в процессе прочтения.)
  11. Теперь можно выложить другие слова.

Дальнейшие упражнения:

  1. Упражнения в составлении разных слов без фонограмм. Можно иметь набор фигурок и картинок, в названиях которых нет расхождений между звуками и буквами, для того, чтобы ребенок составлял эти слова.
  2. Работа с подвижным алфавитом №2. Буквы этого алфавита мельче, все одного цвета, с соединениями.
  3. Запись составленных слов в тетрадь.
  4. Добавляя, убирая или заменяя по одной букве в уже составленном слове получать новые слова: мак - рак, сук - сок - сор, рот - крот.
  5. Игры типа «типографии»: из букв, входящих в составленное слово, составляют другие слова: барабан - бар, баран, баба, рана, раба.
  6. Составление слов с трудностями (звук обозначается не «своей» буквой) из алфавита двух цветов. При этом трудность выкладывается другим цветом: корова. (Обычно проводится, когда ребенок уже читает простые слова и переходит к чтению слов с фонограммами.).
  7. Работа с печатным алфавитом. Из него можно выкладывать не только слова, но и предложения. Предварительно проводится сопоставление различных вариантов начертания буквы: письменный строчный, письменный заглавный, печатный строчный, печатный заглавный; а также знакомство со знаками препинания.

Возраст: с 3,5-4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с родителями по чтению художественной литературы, ребенку с нарушением понимания речи.

В статье предлагается материал из опыта работы с детьми с нарушением понимания речи. Как поэтапно, с помощью родителей, воспитывающих детей с данными сенсорными нарушениями, научить ребенка слушать ху...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.

Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых у...

Методика работы по письму и чтению «Шероховатые буквы» Конспект занятия в М.Монтессори группе

Методика работы по письму и чтению«Шероховатые буквы» Конспект  занятия в М.Монтессори группе...

Значение упражнений в практической жизни в Монтессори-группе

Материалы и упражнения в зоне УПЖ можно разделить на несколько групп: общеподготовительные, по обслуживанию самого себя, по уходу за окружающей средой, особые виды движения и социальные навыки. Рассмо...

Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...

Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.

Готовый материал в логопедический уголок, который поможет родителям в обучении своих детей чтению и письму. Что такое звуко-буквенный анализ? Почему он особенно важен и нужен детям с речевыми недостат...